"Банда Маленького": кому воля, а кому и пуля

"Банда Маленького": кому воля, а кому и пуля

«В Ломоносовском районе убит фигурант дела Андрея Маленького», - такие заголовки появились вчера на новостных лентах. У знакомых с этим судебным процессом людей сразу же возник вопрос – а что делал на своей малой родине человек, всего лишь два года назад приговоренный к десятку лет колонии?

«В Ломоносовском районе убит фигурант дела Андрея Маленького», - такие заголовки появились вчера на новостных лентах. У знакомых с этим судебным процессом людей сразу же возник вопрос – а что делал на своей малой родине человек, всего лишь два года назад приговоренный к десятку лет колонии? Как выяснила «Фонтанка», - два месяца назад покойный был условно-досрочно освобожден. Оказались на свободе и многие другие фигуранты этого громкого дела. Попытки их «главы» Андрея Волова выйти на УДО или хотя бы обосноваться в колонии в Горелово (в родном Ломоносовском районе) пока успехом не увенчались.

Вот пуля пролетела – и ага

В ночь на 30 ноября 2006-го года четырежды судимый Игорь Валько, приговоренный за вымогательства в составе банды «Андрея Меленького» к 9 годам строгого режима был убит в Ломоносовском районе. На свободе. Как стало известно «Фонтанке», Валько, известный в определенных кругах под кличкой «Дабр», вместе со своей бывшей супругой приехал в свой дом в селе Разбегаево Ломоносовского района. На подходе к дому из засады выскочил неизвестный и разрядил в его тело обойму чего-то 9-миллиметрового. Врачи насчитали на теле не меньше 8 пулевых ранений.

Выясняя, каким образом приговоренный два года назад к девяти годам лишения свободы Валько через 2 года оказался в деревне Разбегаево, корреспонденты узнали, что «Дабр» был освобожден постановлением федерального суда Тосненского района: за примерное поведение в колонии. Однако за несколько месяцев до этого с Валько произошла неприятная история, впрочем закончившаяся благополучно. В начале года вместе с еще одним осужденным по «делу Маленького» Александром Яковенко он был этапирован из колонии Форносово в следственный изолятор 47/3 в Выборг для проведения следственных действий. По подозрению в убийстве сокамерника. Впрочем, это подозрение с обоих было быстро снято, и оба – Валько 2 августа, а Яковенко 6 октября 2006-го года – вышли на УДО.

Но и это не все. По данным прокуратуры, которая вела расследование и поддерживала в Ленинградском областном суде обвинение по данному делу, соответствующими постановлениями Тосненского федерального суда все осужденные за совершение различных преступлений в составе «ломоносовской грядки» господа покинули стены колоний общего и строгого режимов, в которых содержались с момента вступления приговора по делу «банды Маленького» в законную силу. Да и сам Андрей Волов не оставляет попыток вернуться в родные пенаты: если не домой, то хотя бы в колонию-поселение в поселок Горелово Ломоносовского района.

Между тем, в Тосненском суде нам сообщили, что некий Евгений Смирнов и некий Константин Рудаков (возможно – полные тезки фигурантов «дела Маленького», а возможно, и те самые) до сих пор «тянут» свои сроки в Форносово. Защита же Волова не намерена сдаваться. Как стало известно корреспонденту «Фонтанки», адвокат уже готовит ходатайство о переводе своего подзащитного на исправительные работы. А на суде защитник мотивировал свое ходатайство тем, что другие осужденные по этому делу уже на свободе.

Волову – воля?

В 2005-м году, почти сразу после вступления приговора в законную силу, начальник изолятора ФСБ полковник Владимир Медведев обратился в Дзержинский федеральный суд Центрального района Петербурга с вопросом о возможности перевода Волова, который находился в изоляторе с момента задержания, в колонию-поселение, мотивируя просьбу его примерным поведением. 13 декабря 2005-го года это ходатайство было удовлетворено, а Волов направлен в колонию-поселение в Горелово в Ломоносовском районе Ленобласти, который издавна считался «вотчиной» бригады Маленького.

Об этом «Фонтанка» уже писала, и после публикации произошел внутриведомственный скандал: прокуратура города опротестовала постановление Дзержинского суда в городском суде. По мнению прокуратуры, Дзержинский суд выпустил Волова раньше срока, сославшись на старый Уголовный кодекс, согласно которому преступление любой тяжести допускает снисхождение «на первый раз». На время разбирательств Волов оставался в изоляторе ФСБ. Горсуд постановление отменил и направил на новое рассмотрение в Дзержинский суд. Который снова удовлетворил ходатайство осужденного. Прокуратура снова обжаловала – и снова успешно. Говорят, сообщив подзащитному печальную весть, адвокат Андрея вскоре после этого получил серьезные травмы. И официальной версии получения этих травм верят не все.

Ходатайство снова вернулось в Дзержинский суд, и на этот раз рассмотрение его в первой инстанции закончилось в пользу прокуратуры: суд не только признал незаконным перевод Волова на поселение, но и постановил, что «отбывать» тот должен в колонии общего режима на удалении от места осуждения. Теперь в правоохранительных органах рассматривается вопрос об отправлении осужденного в колонию хотя и общего режима (вступивший в законную силу приговор не может быть изменен в сторону утяжеления наказания), но не ближе того места, где томится другой авторитетный человек - Михаил Ходорковский).

Такое «маленькое» дело

Напомним, что приговор этот был вынесен 15 июля 2004-го года. Самого Волова суд приговорил к 14 годам лишения свободы, трое были полностью оправданы, пятеро получили условно, остальные получили от 8 до 12 лет. Материалы этого громкого уголовного дела составляли 16 томов – в них содержалось «жизнеописание» коллектива Андрея Маленького с 1991-го по 1999-й годы. Группировку «Маленького» называли еще «Ломоносовской» - по названию одного из районов, который, по версии следствия, группа контролировала.

Как установил суд, группировка Волова, якобы входившая поначалу в преступное сообщество Александра Малышева, выделилась в самостоятельную в 1993-1994 годах. Под ее контролем находился ряд коммерческих структур в Ломоносовском, Петродворцовом, Красносельском и Кировском районах Петербурга. Помимо этого члены банды совершали разбойные нападения и вымогательства. Обвинению удалось доказать четкую иерархию группировки, которая состояла из нескольких «бригад», каждая из которых отдавала тридцать процентов своих криминальных доходов в «общак». Помимо организации банды суд признал вину Андрея Волова по двум эпизодам: организация убийства собственных «бригадиров» Даниила Калмыкова и Дениса Гуменникова и самоуправство с нанесением телесных повреждений средней тяжести в отношении другого члена «коллектива» Рожкова.

Сам Андрей Волов официально числится неработающим, хотя и называет себя бизнесменом. В 1986-м году он окончил ЛЭТИ. С 1988-го по 1987-й годы работал инструктором Ленинградского Обкома ВЛКСМ. В 1988-м году покинул комсомольскую стезю и открыл свой первый кооператив. На следствии, а затем в суде, он заявил, что никогда не имел никакого отношения к криминалу, а всегда был законопослушным бизнесменом, и никогда не носил кличку Андрея Маленького.

Виктор Хатынский,

Фонтанка.ру