Аптечная революция ударила по кошелькам граждан и поставщиков

Аптечная революция ударила по кошелькам граждан и поставщиков

Стоимость лекарств в городских государственных аптеках существенно превышает цены на аналогичные препараты в частных аптеках.

Стоимость лекарств в городских государственных аптеках существенно превышает цены на аналогичные препараты в частных аптеках. Таков один из результатов очередной реструктуризации системы госаптек, которую чиновники предпочитают не рекламировать. Кроме того, примерно в 2 миллиона долларов оцениваются долги государственных аптек поставщикам лекарств, вернуть которые те уже не рассчитывают. В неформальных разговорах происшедшее называют аптечной революцией и связывают ее с главой одной крупной фармацевтической компании.

Аптеки Российской Империи

Новая аптечная революция произошла несколько месяцев назад, причём для большинства участников рынка случилось это совершенно неожиданно. Более того, происшедшее, похоже, стало сюрпризом и для профильного подразделения городского Комитета по здравоохранению – с сотрудниками Управления по организации работы фармацевтических учреждений этот вопрос не согласовывался.

Революционеры пошли проверенным историей путём глобальной экспроприации. Сработала внезапность. В один прекрасный день вице#губернатор Петербурга Людмила Косткина собрала директоров четырёх унитарных предприятий (ГУПов), которым принадлежали все полторы сотни государственных аптек, и раздала им проект соглашения «Об уступке прав и переводе долга». Ознакомьтесь, мол, и подписывайте. Плюрализм мнений регламентом не предусматривался.

Суть документа сводилась к одной простой мысли: ГУП-2, ГУП-3 и ГУП-4 передают права аренды своих аптек ГУПу-1. Говорят, вместе с кассовыми аппаратами и находившимися в распоряжении этих ГУПов на момент передачи лекарствами. То есть целиком и сразу. ГУП-1 в этом документе назывался «правопреемником». У нас сложилось впечатление, что сотрудники трех других ГУПов считают его захватчиком. Разные точки зрения на одно и то же к спорам не привели. Уже через несколько дней после тайного совещания заместитель председателя городского КУГИ Наталья Гордеева подписала три распоряжения, на основании которых ГУП-2, ГУП-3 и ГУП-4 исчезли из списка арендаторов помещений ещё за несколько дней до того управляемых ими аптек.

Характерно, что председатель Комитета по здравоохранению Юрий Щербук с трудом сдерживал своё возмущение происшедшим, а председатель КУГИ Игорь Метельский, говорят, пытался даже сему воспрепятствовать. Но ничего не вышло. Ситуация, как говорится, назрела. Это, если помните, когда низы не хотят жить по-старому, а верхи не могут...

Историческая спираль сменила революцию эпохой нэпа (новая экономическая политика, если кто забыл). Она началась характерно по-российски: «экспроприацией» денежных знаков у поставщиков лекарств, что на сленге сегодняшнего дня называется кидком. Дело в том, что в революционном пылу вожди совершенно упустили из внимания одну деталь: на момент передачи аптек в первый ГУП (официальное название — ГУП «Петербургские аптеки N 1») у трёх других ГУПов накопились немалые долги перед поставщиками лекарств. По не прошедшим статистическую обработку данным — более двух миллионов долларов.

На корректно сформулированные поставщиками вопросы, мол, как быть с долгами, последовал ответ с характерной революционной прямотой: отвалите, ребята! В том смысле, что можете обращаться в суд. Про суд — чистая правда. Обращаться можно, выигрыш гарантирован. На реальное положение дел это повлияет не более, чем поползновения мирового империализма на завоевания революционных матросов: ГУПам-должникам ведь ничего не принадлежит! Более того, по нашим сведениям, их вообще собираются ликвидировать. Там, говорят, экспроприировали всё, вплоть до медикаментов и кассовых аппаратов! С них взять нечего. Так что, уважаемые поставщики, жалуйтесь хоть в Страсбург. Рассчитывать можете лишь на залп «Авроры» в виде лишения возможности поставок лекарств в новый революционный ГУП. Кстати, почти никто и не жалуется – деловые люди реально оценивают ситуацию и, похоже, смирились с тем, что если и получат свои деньги, то непонятно когда.

Витязь в халявной шкуре

В этой картине не хватает описания личности вождя. Генеральным директором ГУП «Петербургские аптеки N 1» является Елена Ермолаева — давний бизнес-партнёр главы фармацевтической компании «Империя Фарма» Омара Гурцкая. Сегодня Елена Ермолаева – одна из самых влиятельных фигур на рынке городской фармации. Она контролирует деятельность примерно полутора сотен аптек, что составляет примерно десятую часть всех аптек Петербурга. Такая сеть сопоставима по размаху со столь очевидными лидерами городского фармацевтического рынка, как «Фармакор» (180 аптек) и «Первая помощь» (около 100 аптек).

Одно из последних предыдущих коммерческих достижений Елены Викторовны – приобретение долей некоего ООО «Стрит» у ЗАО «Империя Фарма Холдинг». Одно из последних достижений Омара Гурамовича – победа на тендере, благодаря которой «Империя Фарма» в 2006 году стала уполномоченной фармацевтической организацией в системе дополнительного лекарственного обеспечения. Проще говоря, компания получила государственный заказ на поставку лекарств для петербургских льготников стоимостью почти в 4 миллиарда рублей. Наших рублей, налогоплательщиков.

Большинство участников рынка полагают, что новая аптечная революция позволила Омару Гурцкая вообще без вложений обзавестись огромной собственной сбытовой сетью, что само по себе означает огромную экономию на взаиморасчётах с владельцами аптек. Теперь эти затраты «Империи Фарма» ни к чему: неужели Елена Ермолаева будет «заряжать» своему давнему бизнес-партнеру высокие цены за реализацию поставляемых им лекарств? Не чужие ведь.

Да и вообще, что может быть приятнее, чем получить в пользование на халяву огромную сеть огромных помещений (государственные аптеки больше частных, как правило, раза в три), арендная плата за которые льготная, то есть существенно более низкая, чем за аналогичные помещения, в которых располагаются не государственные аптеки, а, скажем, рестораны или магазины?

Но есть у этой маленькой аптечной революции и другая сторона. Государственные аптеки по большому счёту принадлежат нам – налогоплательщикам. И мы вправе рассчитывать, что сможем купить там лекарства дешевле, чем в коммерческих аптеках, основная цель которых – получение прибыли. А ещё мы вправе рассчитывать, что инвалиды и пенсионеры смогут в таких аптеках получать положенные им по закону бесплатные лекарства и не гробить при этом остатки здоровья в очередях. Мы хотим, чтобы нашим имуществом управляли в наших интересах. И мы не можем понять, как учитываются наши интересы в нынешней ситуации: пока там, в Смольном, перекидывают аптеки пачками, тут, в реальной жизни, все давно привыкли, что в государственных аптеках продаются самые дорогие лекарства.

Герман Петров,
Фото Валентина Илюшина,
Полный текст материала читайте в газете «Ваш тайный советник» за 11.12.06