Взятка за взятку

Взятка за взятку

Заместитель прокурора Московского района Яковлев и следователь этой же прокуратуры Алексей Прокофьев задержаны сотрудниками ФСБ в момент получения крупной суммы денег на квартире у Яковлева.

Заместитель прокурора Московского района Яковлев и следователь этой же прокуратуры Алексей Прокофьев задержаны сотрудниками ФСБ в момент получения крупной суммы денег на квартире у Яковлева. Говорят, изъятая сумма была частью взятки размером в 100 тысяч долларов, которая предназначалась для изменения судьбы уголовного дела, в рамках которого мог быть привлечен к уголовной ответственности – предположительно за взятку – один из высокопоставленных чиновников администрации Московского района.

Когда из-за дверей кабинета прокурора Петербурга Сергея Зайцева стали доноситься звуки, характерные для резких соприкосновений увесистого кулака с поверхностью офисной мебели, те, кто находились снаружи, сделали далеко идущие выводы: в этом деле может быть много эпизодов и ни один из них не поспособствует формированию положительного имиджа органов прокуратуры. Конкретики пока почти ни у кого нет, но те, кто служат давно, имеют опыт – он подводит редко. Поэтому внешний вид заместителя прокурора Московского района по следствию Яковлева и следователя Алексея Прокофьева после разговора с городским прокурором сомнений не вызывал: им предстоит долгий путь, большая часть которого будет пролегать между кабинетом следователя городской прокуратуры, в производстве которого окажется возбужденное в отношении них уголовное дело, и камерами следственного изолятора. И путь этот может закончиться в Нижнем Тагиле.

В прокуратуру Московского района Яковлев пришёл около года назад из прокуратуры Петербурга. Где-то месяц работал следователем, потом стал замом по следствию. Примерно тогда по району и поползли слухи о том, что с Яковлевым можно договариваться. Такие слухи, как известно, распространяются быстро и, как правило, среди тех, кого такие вопросы заботят. Доходят они и до сотрудников других силовых структур, которые наблюдают, как некоторые уголовные дела вдруг резко меняют свою судьбу. Меняют в таком направлении, которое ну никак не прогнозируется с точки зрения уголовно-процессуального законодательства. Людьми в погонах такие ситуации трактуются однозначно. Яковлевым заинтересовались органы ФСБ. Причин тому было несколько.

Во-первых, весьма неприятная неожиданность произошла с уголовным делом, на которое многие в управлении ФСБ возлагали серьезные надежды. Подробностями мы пока не располагаем, но суть известна: нелегальный оборот черной икры, в том числе изготовление ее подпольно (читай – контрафакт) и продажа в очень престижных магазинах, в частности, системы «Дьюти-фри». Это дело было сложным и резонансным, в нем присутствовали интересы в том числе и многих неформальных организованных структур. Повлиял ли Яковлев на него и как – мы, будем надеяться, узнаем позже. Но офицеры ФСБ, по нашим сведениям, заинтересовались заместителем прокурора Московского района именно в связи с черной икрой.

Была, говорят, и другая причина. Уголовное делопроизводство устроено таким образом, что у каждого уголовного дела есть свой следователь, который формально является процессуально независимым лицом, что не мешает ему подчиняться руководителю. Применительно к следователям прокуратуры Московского района – они подчинялись непосредственно Яковлеву. И всякий раз, когда появлялся очередной слух о том, что какое-то из находящихся в производстве районной прокуратуры уголовных дел пошло по не совсем предсказуемому пути, возникала проблема. «Новый путь» такого дела не совсем соответствовал планам следователя, у которого оно находилось в производстве.

Можно предположить: в том-то и заключался просчет арестованного. Когда бы столь заинтересовавшие сотрудников госбезопасности уголовные дела вел один и тот же следователь, получать информацию об истинной роли Яковлева в судьбе таких дел было б куда сложнее. Ведь с одним следователем можно договориться, можно, в конце концов, подобрать именно такого следователя, с кем просто договариваться и от которого «не потечет». Тут, похоже, «потекло».

А в прокуратуре Московского района сейчас пахнет корвалолом. И дело не только в том, что в момент задержания в квартире Яковлева находилась одна из молодых сотрудниц прокуратуры. Основной вопрос в другом: будет ли кто-то из следователей ещё привлечен к уголовной ответственности в рамках уголовного дела, возбужденного в отношении Яковлева, если в этом деле появятся другие эпизоды?

Герман Петров,
Фонтанка.ру