Жилищно-коммунальный год – на «тройку»

Жилищно-коммунальный год – на «тройку»

В минувшем году было принято несколько важных законодательных решений, которые оказали позитивное воздействие на жилищно-коммунальный сектор.

В минувшем году было принято несколько важных законодательных решений, которые оказали позитивное воздействие на жилищно-коммунальный сектор. Рассказывает эксперт Фонда «Институт экономики города» Владилен Прокофьев.
Пожалуй, наибольший резонанс для отрасли коммунальных услуг и содержания жилья имело появление в мае этого года постановления «О правилах предоставления коммунальных услуг» и в августе – постановления «О правилах содержания общего имущества многоквартирного дома».
Новые правила
Эти документы сформулировали порядок управления многоквартирными домами. Раньше не было, например, понятно, как производить расчет коммунальных платежей в таких зданиях при наличии разных приборов учета. В результате каждый делал, что хотел.
Сегодня ситуация систематизирована. Это чрезвычайно важно. Этим же документом были определены требования к качеству предоставляемых коммунальных услуг. Они довольно жесткие и хорошо защищают права граждан. Предусмотрены серьезные правила перерасчетов и штрафные санкции ресурсоснабжающим организациям, если они не выполнили свои обязательства перед потребителями.
В правилах содержания общего имущества также прописано, какие услуги должны предоставляться нам с вами, как эти услуги оплачиваются, каковы подходы к формированию перечня услуг по содержанию и текущему ремонту. Приведены образцы соответствующих документов.
Несите ваши денежки
Если говорить о том, что не было сделано, то самым серьезным недостатком сегодняшнего момента является полное отсутствие инструментов, которые гарантировали бы привлечение внебюджетных средств в жилищный и коммунальный секторы. Сегодня частные инвесторы и банки не несут туда деньги, поскольку нет гарантий их возврата. Самое обидное, что на государственном уровне все это понимают, но ничего не делают. А нужно, во-первых, разработать основы ценообразования для организаций коммунального комплекса. Этого требует 210-й закон «Об общих принципах регулирования коммунального сектора».
Во-вторых, хотелось бы, чтобы появилась реальная программа модернизации жилищного фонда. О ней много говорят уже несколько лет, но пока тоже все глухо.
В-третьих, нужно, наконец, принять декларированный документ о создании гарантийного агентства, которое бы минимизировало риски организаций, вкладывающих средства в коммунальный сектор.
Появление этих трех документов – задача на будущий год. Уверен, что очень скоро мы перейдем от разговоров к делу.
Вредный перенос
Еще одно событие со знаком «минус», которое произошло в сфере управления жильем, и которое хотелось бы упомянуть, это перенос сроков проведения конкурсов по выбору управляющих компаний для управления многоквартирными домами. Сегодня органы местного самоуправления и государственной власти не имеют право вмешиваться в управление жильем. Был установлен срок для проведения конкурсов по выбору управляющих компаний – 1 января 2007 года. Но его хотят перенести на год, а, может быть, даже на полтора. Это неправильно. Ведь затея с конкурсами – попытка демонополизировать рынок жилья и сформировать здесь нишу частного бизнеса. Откладывая сроки реформы, мы тем самым оттягиваем во времени формирование нормального рынка управления жильем и укрепляем монополию муниципалитетов в этом секторе.

Наталья Ковтун