«Карнавальная ночь» царила во многих ленинградских ДК

«Карнавальная ночь» царила во многих ленинградских ДК

28 декабря 1956 года на экраны страны вышла культовая кинокартина Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». Фильм, снятый в рекордные пять месяцев в театре Советской Армии, стал наглядным пособием по встрече Нового года для всех советских Домов культуры.

28 декабря 1956 года на экраны страны вышла культовая кинокартина Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». Фильм, снятый в рекордные пять месяцев в театре Советской Армии, стал наглядным пособием по встрече Нового года для всех советских Домов культуры. Насколько отличался новогодний праздник в настоящем ДК от событий в легендарной киноверсии, выяснил корреспондент НТВ Павел Рыжков. За полвека, который прошел со времени выхода на советский экран комедии «Карнавальная ночь», во Дворцах культуры многое изменилось. Светотехнический пульт почти двухтысячного зала в Выборгском дворце культуры стал немногим больше клавиатуры для компьютера, а сам зал пережил капитальный ремонт. Здесь уже не бывает таких массовых и таких веселых праздников, как те, что остались на кадрах старой хроники. Да и участников художественной самодеятельности сейчас куда меньше. Но до сих пор в петербургском ДК работают люди, которые помнят, как на встречу Нового года собиралось несколько тысяч гостей. Вера Кувшинова, светотехник Выборгского дворца культуры и техники: «У нас в фойе второго этажа была сделана горка. И за час до вечернего концерта туда приходили взрослые дяденьки и тетеньки и катались с этой горки. Сейчас, представляете, чтоб кто-то в фойе катался?!». Узнаваемым в «Карнавальной ночи» было абсолютно все. Только в фильме, говорят, характеры ярче и номера сделаны профессионалами. Для встреч Нового года в каждом ДК была особая статья расходов — на Бабу Ягу. Людмила Барабохина, библиотекарь Выборгского дворца культуры и техники: «Для детей это был актер, я фамилию не помню, но это была прекрасная Баба Яга. Мужчина играл». После «Карнавальной ночи» во всех ДК Советского Союза стали отмечать Новый год по рязановскому сценарию. А в больших, их называли еще межсоюзными дворцами, подобные праздники проходили и до выхода фильма. Большая часть публики — молодежь, которая жила в рабочих общежитиях и праздник провести было просто негде. Сценарий фильма «Карнавальная ночь» писался не про определенный Дом культуры. В нем череда собирательных персонажей и событий. Но тем не менее в конце 50-х сразу несколько больших Дворцов культуры Ленинграда могли претендовать на то, чтобы стать прототипом рязановского киношного ДК. В Ленинграде таких Домов культуры высшей категории было три. Самый большой — имени Горького. Как это было сегодня обсуждают два директора, бывший и нынешний. Екатерина Петрова, бывший директор Дворца культуры им. М.Горького: «В половине 12-го мы всех гостей собирали в большой зал, где проходила помпезная встреча Нового года. Артисты, самодеятельность… Все было». Анвар Сайнтбакин, директор Дворца культура им. М.Горького: «И здесь же, как я понимаю, и буфет был? И шампанское пили? Да, все правильно». До того, как занять должность директора, Екатерина Петрова работала заведующей культмассовым сектором и делала практически все-то же самое, что и героиня фильма Лена Крылова. Она была инициатором сценических розыгрышей, режиссером сценок и организатором капустников. Екатерина Петрова, заведующая культмассовым сектором Дворца культуры имени М.Горького в 1956 г. : «Чем отличается то, что мы проводили и что в „Карнавальной ночи“ было. У Рязанова они сидели за столиками, а у нас этого не было. Мы не могли 2,5 тысячи гостей усадить за столики». Как можно было удержать внимание такого количества людей? Екатерина Петрова знает секрет своей сцены. Екатерина Петрова, заведующая культмассовым сектором Дворца культуры имени М.Горького в 1956 г. : «И если вы станете сейчас в центр и посмотрите, то увидите каждое место, каждого человека можете увидеть. И соответвенно они видят все, что делается на сцене». В чем секрет 50-летней популярности фильма, не смогут сказать, пожалуй, и сами создатели. Только те, о ком это кино, могут ответить, почему до сих пор в новый год нужен карнавал. Серпантин, конфетти и маски не главное. Для настоящего праздника необходим тот подзабытый задор, который сотрудники Дворцов культуры ностальгически вспоминают и сегодня.