Ледовый ступор

Ледовый ступор

На чемпионате Европы по фигурному катанию только «старички» Петрова и Тихонов не дали Питеру осрамиться В Варшаве завершился чемпионат Европы по фигурному катанию.

На чемпионате Европы по фигурному катанию только «старички» Петрова и Тихонов не дали Питеру осрамиться

В Варшаве завершился чемпионат Европы по фигурному катанию. Провальный для российских спортсменов. Впервые с 1982 года представители нашей страны не завоевали ни одной золотой медали. Но тогда, 25 лет назад, во французском Лионе хотя бы остального металла насобирали достаточно (три бронзы и два серебра). Тут же, в Варшаве, ограничились лишь двумя вторыми местами. Провал, который предсказывали многие, состоялся. Одну из главных ролей сыграли в нем и петербургские фигуристы.

\ Колдовство Васильева и тайны Москвиной

\ Парное катание, традиционный козырь России, оказался бит еще до начала чемпионата Европы. Сразу две питерские пары были вынуждены отказаться от борьбы из-за травм. Японо-русский дуэт Юко Кавагучи и Александр Смирнов «отвалился» еще перед чемпионатом России. Тамара Москвина, выпустившая свою новую пару на этапе Гран-при в Москве, решила отложить ее выход к публике. Может быть, с незначительным повреждением лодыжки Юко и смогла бы выступить на первенстве страны, но зато смазала бы впечатление о себе. А так все будет красиво: пустота, пустота, а потом выходит Тамара Николаевна и показывает свое новое «творение». Все хватаются за голову и поют дифирамбы великому тренеру. Молодой наставник Олег Васильев позволить себе такого пока не может. Его питерский дуэт — Мария Мухортова и Максим Траньков — словно заколдованный. На этапе Гран-при в Москве Максим заканчивал произвольную программу с гримасой на лице — травма бедра. За месяц вроде бы партнер поправился, пара наконец-то обрела тренера, перестала ругаться на тренировках, выиграла чемпионат России. Но тут новая напасть: Мария коньком порвала сухожилие.

\ — Когда поняла, что произошло, не знала от чего плакать: от боли или обиды. Очень хотелось на чемпионат Европы поехать, а пришлось отправиться в больницу, — рассказала Мария. Но худа без добра не бывает. Эти неурядицы сплачивают пару. Если еще летом с фигуристами не знали, что делать — на тренировках они постоянно выясняли отношения, а Маша могла вообще из-за обиды на партера неделями не появляться на льду, то теперь вроде бы ребята взялись за ум.

\ Вся жизнь — сплошная жалоба

\ В итоге в Варшаву поехали две питерские пары: Мария Петрова и Алексей Тихонов и Юлия Обертас и Сергей Славнов. Первые — прощаться с чемпионатами Европы, вторые — в надежде на возвращение в европейскую элиту.

\ Петрова с Тихоновым, больше тренирующиеся в новом сезоне в телевизионных шоу, явно смазали свой последний (хотя кто знает!) сезон. Загадочные заболевания крови у партнерши, не позволившие паре выступать на первенстве страны, заявления, что они остались в спорте только ради того, чтобы заработать денег, — все это явно не красило самую петербургскую пару. Мария с Алексеем всегда жаловались на заниженные оценки судей. Теперь же они проиграли по делу. Едва не остановившись в конце произвольной программы, скомкав все вращения, они остались вторыми. Вроде бы есть повод радоваться. Но они слишком привыкли жаловаться. На этот раз к судьям придраться было невозможно, решили посетовать на Федерацию. «Мы узнали, что чиновники не держат слово. Нам не выплатили олимпийскую стипендию, собственно ради которой мы и оставались в любительском спорте. Нечестно получается», — переживал Тихонов.

\ Впрочем, даже если Мария с Алексеем завтра уйдут, свое дело они уже сделали. С Обертас и Славновым ситуация иная. Явный лидер этой пары Юлия не совладала с ревностью и летом заставила себя и партнера уйти от Тамары Москвиной, у которой к тому времени появилась еще одна пара. Но толку это пока не дало. Славнов в Варшаве был стабилен и, наверное, эта пара смогла бы стать чемпионами Европы, если бы Юле не надо было прыгать.

\ — У нее бешеный страх перед прыжками. Перед выходом на лед она словно в ступор впадает. Сидит, смотрит в одну точку или даже плачет. В Варшаве было полегче, но стабильности в прыжках у Юли по-прежнему нет, — рассказала о загадочном поведении своей фигуристки Людмила Великова. Что ж, завышенная самооценка, нереализованные способности еще и не до того довести могут.

\ Рисовальщица на льду

\ Проигрыш единственной питерской одиночницы Ксении Дорониной вызывает куда меньше огорчений. Да, новоиспеченная чемпионка России не смогла пробиться даже в произвольную программу, заняла только 28-е (!) место. Но вряд ли кто-то ожидал от ученицы Татьяны Мишиной другого результата.

\ — Ксюша очень талантливая девочка, но золото на чемпионате России она выиграла только потому, что звезды так сложились над ней. Ее соперницы ошибались, а Доронина показала лучший прокат в жизни. Но конкурировать с сильнейшими фигуристками мира она пока не может, — рассказала о Дорониной олимпийская чемпионка Оксана Казакова.

\ Ксения вообще должна радоваться, что выходит на лед. Несколько лет назад она неудачно упала и сломала голень. Врачи сомневались, вернется ли она в спорт. И Ксения сомневалась. Даже решила серьезно заняться рисованием. Поступила в художественную школу. Но затем врачи все-таки дали добро. Правда, рисовать девушка продолжает. Теперь сама разрабатывает себе костюмы. Но, положа руку на сердце, пока они оставляют желать лучшего.

\ Мишин чувствует, где горячо

\ Одним из немногих светлых пятен в Варшаве стало выступление Андрея Лутая. Фигурист, чудом поехавший на чемпионат Европы, сходу стал пятым. И это при том, что питерцу явно занизили оценки.

\ — Ничего не поделаешь, Лутай только выходит в лидеры. Его еще никто не знает, — тут же нашел объяснение Алексей Мишин.

\ К слову, сам профессор до чемпионата Европы мало внимания уделял молодому парнишке. В основном Андреем занималась супруга Алексея Николаевича. Мишин же сделал, пожалуй, самое главное в карьере фигуриста — пригласил его в Санкт-Петербург. Лутай на коньки встал в своем родном Белгороде, и первое время единственным тренером его была старшая сестра Елена. Она тренировала Андрея шесть лет, но потом каток в Белгороде, как это часто бывает, закрыли из-за нерентабельности, и Лутай вынужден был уехать сначала в Самару. Затем — в Витебск. Ему даже предлагали взять белорусское гражданство. Но тут подоспел Мишин и переманил талантливого юниора, отдав в опытные руки Татьяны Мишиной. В 2005 году Лутай сломал ногу и весь сезон, такой важный в юниорском возрасте, пошел коту под хвост. Окончательно выздоровел он как раз в то время, когда Евгений Плющенко взял паузу в любительском спорте. Уйдя в шоу-бизнес и большую политику, уже одно полезное дело олимпийский чемпион 2006 года сделал: теперь Алексей Мишин сможет заниматься исключительно молодым Лутаем.

\ Алена Скобарева

\ Фото Максима Ярвинена