Храмы воскрешают реставраторы

Храмы воскрешают реставраторы

Воскресенский собор Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге еще два года назад пребывал в настолько удручающем состоянии, что поверить в его скорое восстановление было весьма трудно.

Воскресенский собор Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге еще два года назад пребывал в настолько удручающем состоянии, что поверить в его скорое восстановление было весьма трудно.

Сегодня все сомнения по этому поводу рассеиваются. Коллектив газеты «Строительный Еженедельник» убедился в этом, ознакомившись с ходом реставрации Воскресенского собора на выездном заседании редакции. Последовательность реставраторов вселяет веру в то, что в марте следующего года храм уже может принять своих прихожан.
Комплекс Воскресенского Новодевичьего монастыря включает в себя храм Казанской иконы Божией Матери, Воскресенский собор, храм Афонской Божией Матери, храм Трех святителей, Введенский храм в церковной школе и келейные корпуса. Храмы и келейные корпуса, по замыслу архитекторов, образуют единую композицию, в центре которой находится Воскресенский собор.
Закладка каменного соборного храма Воскресения Христова была произведена в присутствии Царской Фамилии митрополитом Никанором 3 ноября 1849 года. Первый кирпич в основание собора уложил Николай I. Воскресенский собор был построен в 1849-1862 годах по проекту архитектора Николая Ефимова и гражданского инженера Н.А. Сычева. Освящение собора состоялось в июле 1861 года, в год отмены крепостного права.
УтраЧенное благолепие
Величественный пятиглавый, восьмистолпный храм с высоким цоколем некогда поражал современников своим благолепием. Росписи Воскресенского собора были исполнены живописцами монастыря. Образа в храме также написаны монахинями обители. Предалтарный иконостас в пять ярусов был устроен полукругом. По бокам, где находились местные иконы Спасителя и Божией Матери, иконостас имел четыре яруса, остальные части были трехъярусными. В приделе Успения Пресвятой Богородицы находился образ Смоленской Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы), писанный игуменьей Феофанией и считавшийся чудотворным.
В советское время комплекс Воскресенского Новодевичьего монастыря претерпел огромные потери. В 1935 году, после того как игуменью Феофанию вместе с сестрами отправили в ссылку, весь комплекс был практически полностью разорен. Храмы были разграблены, а 57-метровую колокольню, которую называли Петербургским Иваном Великим, взорвали. В то же время подверглось надругательству Новодевичье кладбище, которое также входит в монастырский комплекс. Сегодня это кладбище известно прихожанам как одно из святых мест. Верующие люди приходят сюда, для того чтобы помолиться Богу.
Воскресенский собор был закрыт 10 июня 1932 года. В советское время он лишился своих куполов и внутреннего убранства. В 1960-е годы здание храма стало служить отнюдь не верующим прихожанам, а людям, которые с Богом не общались, наверное, никогда – специалистам в области технических наук, сотрудникам института ВНИИ «Электромаш». Новые хозяева здания собора совсем не нуждались ни в иконостасе, ни в росписях. Более того, чтобы обеспечить людям нормальную рабочую атмосферу, Воскресенский собор реконструировали. Его основной объем был поделен на несколько этажей железобетонными перекрытиями, выполненными специально для этих целей. Главки и барабаны храма мешали обустроить свободное чердачное помещение под нужды института, поэтому они были просто разобраны. Воскресенский собор за время служения науке, институту «Электромаш» в частности, практически утратил свой исторический облик.
Воссоздать нельзЯ
восстановить
Святыни, принадлежащие монастырю, постепенно стали возвращать лишь спустя несколько десятилетий, в 1990 году. Первым был передан храм Казанской иконы Божией Матери с приделом в честь Державной иконы Божией Матери, который сначала был возрожден как приходской. С 1994 года начался процесс передачи верующим всего комплекса Новодевичьего монастыря. В ноябре 1995 года Воскресенский Новодевичий монастырь был юридически возобновлен. Кроме Казанской церкви монастырю были переданы три полуразрушенных флигеля. Летом 2001 года монастырю вернули здание бывшей Владимирской церковно-приходской школы на Московском проспекте, 104, а осенью того же года было принято решение о передаче Новодевичьему монастырю всех остальных принадлежавших ему ранее зданий.
Комплексная реставрация Воскресенского собора началась два года назад. Здание, которое некогда поражало прихожан своим великолепием, было передано реставраторам в полной разрухе и запустении. Вернуть исторический облик собору, претерпевшему надругательства, специалистам реставрационной компании «Акме-дек» необходимо до весны следующего года. Именно этот срок был определен изначально, осенью 2005 года. В то время казалось, что выполнить такую работу за три года практически нереально. Речь идет не столько о восстановлении храма, сколько о воссоздании многих утраченных его элементов. Так, по словам генерального директора ЗАО «Акме-дек» Андрея Михайленко, изначально стояла задача воссоздать пять барабанов, четыре главки и главный купол Воскресенского собора. Год назад эта работа была уже практически выполнена. Главный специалист компании «Акме-дек» Александр Борхварт раскрыл секрет, в общем-то, уже давно всем известный: «Воссоздавать гораздо легче, чем восстанавливать». Другое дело, что воссоздавать в Воскресенском соборе придется очень много. Внутренние убранства храма полностью утрачены. Однако к воссозданию интерьеров реставраторы приступят только после того как завершат работу над куполами.
Дело аккуратных рук
В ноябре прошлого года состоялось освящение Воскресенского собора, в котором приняли участие настоятельница монастыря игуменья София, духовенство, представители заказчика реставрационных работ, компании «Мосстройтрансгаз» и реставраторы ЗАО «Акме-дек». В прошлом году храм Воскресения Христова обрел четыре главки и центральный купол пока только в виде гигантских ажурных металлических каркасов, каждый из которых весит почти две с половиной тонны. Сегодня эти ажурные каркасы «одеты» в медную чешую, покрыты суриком, кроном, двумя слоями лака и «морданом» (грунтом). Именно так реставраторы готовят купола к самому сокровенному – золочению.
Покрытие куполов сусальным золотом – дело рук очень аккуратных. Небольшие золотые квадратики накладываются встык друг с другом на огромный купол по принципу бумажной наклейки. К слову сказать, рука реставратора должна быть не только очень аккуратной, но и очень твердой. Молодые сотрудницы компании «Акме-дек» это доказали. Александр Борхварт сообщил, что в целом на золочение куполов рассчитано шесть килограммов сусального золота. Сколько золотых квадратиков на это требуется в цифрах – наверное, неважно. В любом случае ясно, что работа эта не только ответственная и кропотливая, но и, что называется, вредная. Каждый день девушки общаются с сусальным золотом в атмосфере, скрытой от свежего воздуха и лишних людских глаз, по 14 часов. За такую «вредность» им полагается ежедневно выпивать по пол-литра молока и по стакану свежевыжатого сока. Такова материальная компенсация за ущерб молодому женскому здоровью. Гораздо важнее для реставраторов компенсация моральная. Купола Воскресенского собора стали для специалистов «Акме-дек» родными. «Нам будет жалко расставаться с ними…» – признался Александр Борхварт. Наверняка в свое время специалистам компании «Акме-дек» было так же жаль расставаться и со шпилем и Ангелом Петропавловского собора, и с крестом Успенского собора в Тихвине, и со скульптурами Адмиралтейства. Реставраторы уже оставили там свой профессиональный след.
СумасшедшаЯ работа
Кроме золочения куполов специалисты в настоящее время восстанавливают декор, кресты, растяжки и «бусы». Параллельно с этим ведется подготовка к воссозданию интерьеров храма. После института «Электромаш» интерьеры достались реставраторам в удручающем состоянии. Чтобы приступить к укладке полов, восстановлению так называемого «нижнего храма», отопительной системы и инженерных коммуникаций, реставраторам предстояло разобрать железобетонные перекрытия, которые делили внутренние помещения храма на несколько этажей. «Это была сумасшедшая работа», – говорит Андрей Михайленко. Сегодня полы собора восстановлены в черновом варианте. Интерьеры пока ждут своего часа. Вся основная работа еще впереди. Внутреннее убранство храма будет создаваться заново, так как никаких фотографий интерьера и исторических документов не сохранилось. По словам Андрея Михайленко, будет установлена новая входная дверь, проведено новое остекление собора, построен специальный пандус для прихожан-инвалидов. Кроме того, реставраторы намерены установить шестую главку собора над входом в подвал («нижний храм»). В дальнейшем именно там планируется проводить священные обряды крещения.
Иконостас Воскресенского собора будет воссоздаваться по проекту ведущих иконописцев Петербурга. Завершающий этап реставрации – росписи храма. Они также будут проводиться заново. Росписи практически не сохранились.
Восстановление храма Воскресения Христова станет одним из самых важных событий в жизни Новодевичьего монастыря. Если для реставраторов восстановление храма – это плановое выполнение еще одной серьезной работы, то для верующих прихожан и служителей церкви это «благолепие обители», наполнение ее живым духом благочестия». «Нам важно, чтобы люди почувствовали, что обитель для них – дом, – говорит игуменья София. – Это образ Царствия Небесного и Горнего Иерусалима. Человек взирает на красоту в доме, и его мысль при этом возносится к горним обителям».

Марина Голокова