Завадский заплатит по рыночным ценам

Завадский заплатит по рыночным ценам

Дзержинский районный суд Петербурга вчера вынес приговор по делу Николая Завадского, мужа покойной хранительницы Эрмитажа Ларисы Завадской.

Дзержинский районный суд Петербурга вчера вынес приговор по делу Николая Завадского, мужа покойной хранительницы Эрмитажа Ларисы Завадской. 54-летний доктор исторических наук, преподаватель кафедры истории Академии физкультуры имени Лесгафта, обвиняемый в хищении 77 экспонатов из национальной сокровищницы России, как и положено, слушал вердикт стоя. Спокойно, несколько отрешенно, лишь понурив голову и соединив руки за спиной. Он не изменился в лице, даже когда судья произнесла, что приговаривает его к пяти годам лишения свободы в колонии общего режима.

Кто украл остальное?
О том, что из русского отдела Государственного Эрмитажа пропал 221 экспонат, стало известно 31 июля 2006 года в ходе плановой ревизии. Практически сразу же подозрение в причастности к хищению раритетов пало на хранительницу музея Ларису Завадскую, которой к тому времени уже четыре месяца не было в живых. Прошла всего неделя - и по этому делу были арестованы сын и муж покойной. Однако Николай Завадский-младший вскоре оказался на свободе - его причастность к хищению доказать не удалось. А вот Николай Завадский-старший отпираться не стал: уже на третий день после ареста он написал явку с повинной, где сознался в том, что действительно участвовал в краже музейных ценностей. После этого стал активно давать показания и сотрудничать со следствием: в деталях рассказал, когда, как и почему вместе с супругой обворовывал Эрмитаж.

В итоге расследование уголовного дела в отношении Николая Завадского, выделенного в отдельное производство из уголовного дела о хищении из Эрмитажа 221 экспоната, довольно быстро завершилось. Уже 28 декабря прошлого года оно было передано в суд. Правда, следствию удалось доказать причастность Николая Завадского к хищению лишь 77 экспонатов. Куда исчезли остальные ценности и кто их похитил, остается неизвестным до сих пор.

Сыщики сократили ущерб вдвое
Дзержинскому суду Петербурга хватило четырех заседаний, чтобы разобраться с этим делом. Были заслушаны десятки свидетелей - сотрудники антикварных магазинов, работники Эрмитажа, независимые эксперты-искусствоведы. Первые показали, что подсудимый действительно неоднократно появлялся в антикварных салонах, чтобы сдать украденные раритеты. Коллеги умершей Ларисы Завадской рассказали, что постоянно видели, как Николай встречал супругу из Эрмитажа, бывал у нее в отделе и даже помогал ей переносить экспонаты.

Сложнее всего пришлось, конечно же, экспертам. Им предстояло оценить реальную стоимость похищенного Завадским. В итоге, к большому неудовольствию подсудимого, который продавал раритеты антикварщикам за копейки, специалисты взяли за основу цены на крупнейших мировых аукционах - «Кристи» и «Сотбис». Нанесенный Эрмитажу ущерб, таким образом, оценили в сумму около 14 миллионов рублей. Лишь благодаря тому, что часть похищенных экспонатов - 31 единица - к тому времени вернулась в музей, ее сократили почти вдвое - до 7 миллионов 388 тысяч рублей.

Адвоката приговор не удивил
Уже из первых слов озвученного судьей вердикта стало ясно, что условного наказания Завадскому ждать не приходится.
- Суд считает доказанной вину Николая Завадского в краже, совершенной организованной группой в особо крупном размере, - статья 158 УК РФ, часть 4, пункты «а» и «б», - провозгласила судья. - На организованный характер группы указывает стабильность ее состава, предварительное планирование преступных деяний, распределение ролей между соучастниками, постоянство форм и методов, к которым они прибегали.

Пять лет в колонии общего режима не освободят Завадского от выплаты причиненного Эрмитажу ущерба: гражданский иск суд также удовлетворил в полном размере. Единственное, фигуранта громкого дела освободили от штрафа, который требовала гособвинитель Лариса Сынкова, - 10 тысяч рублей.

После оглашения приговора прокурор выразила удовлетворение назначенным Завадскому наказанием. По словам Ларисы Сынковой, она рада, что подсудимый получил реальный, а не условный срок. Адвокат Завадского Людмила Михайлова также призналась, что на более мягкий вердикт не рассчитывала. Несмотря на это, в ближайшее время ей еще предстоит обсудить со своим подзащитным, будут ли они оспаривать решение суда.

Его пример другим наука
В Петербурге да и в стране в целом наверняка еще долго будут спорить о «деле Завадского»: пять лет колонии за такое преступление - много или мало? Безусловно, найдутся такие люди, которым по-человечески жаль пожилого ученого: на воровство супруги Завадские пошли не от хорошей жизни. Другие им возразят: украсть шедевры, достояние российского народа из государственного музея - преступление не только против закона, но и против нравственности.

Как ни странно, с доводами обеих сторон нельзя не согласиться. Наверное, рано или поздно в России все-таки должен был появиться такой Завадский, чтобы своим примером показать: эпоха безнаказанности заканчивается и за каждым преступлением рано или поздно обязательно последует наказание. Может быть, теперь хоть другим неповадно будет?

Ольга Рябинина

Фото Кирилла КУДРЯВЦЕВА