Как проехать сквозь игольное ушко

Как проехать сквозь игольное ушко

У нас на Среднеохтинском обычная километровая пробка стояла безо всяких ДТП. Да происшествия меня и не интересовали. Идя вдоль вереницы машин, я выискивал грузовики.

У нас на Среднеохтинском обычная километровая пробка стояла безо всяких ДТП. Да происшествия меня и не интересовали. Идя вдоль вереницы машин, я выискивал грузовики. Любопытно было, насколько именно они задерживают движение в городе. На Среднеохтинском грузовиков практически не было. В пробке маялись кроме легковых и автобусов с десяток «Соболей», «Газелей» и грузовых «фордиков», два автокрана, мусорщик и как-то затесавшаяся сюда шаланда-автовозка.

На Красногвардейской площади среди машинной мелочи торчали три прорвавшиеся сюда со Свердловской набережной фуры с тентами и «КамАЗ» с грузом бетонных блоков. Зато по самой набережной тяжелые грузовики шли сплошной полосой.

Сюда мы, уже на машине, приехали через час. Затянувшийся ремонт Синопской набережной скинул на правый берег значительную часть транспорта, и дорога по правому берегу реки стала одной большой пробкой. Движение со скоростью не больше десяти километров в час, машины коптят на холостом ходу, лица водителей – злые и раздраженные. Как-то губернатор Валентина Матвиенко сказала на заседании правительства: «Я знаю, что говорят водители о власти в пробках». При виде таких лиц слушать, а тем более цитировать эти разговоры не хочется.

От моста Петра Великого до моста Александра Невского едем почти двадцать минут. Здесь из развязки вываливается поток машин, в том числе и большегрузных, ритм подвижек еще замедляется. К удивлению, в сторону Финляндского железнодорожного моста движение несколько ускоряется: видимо, потому, что нет входящих магистралей.

Зато в середине Октябрьской набережной встали капитально. Движение – через три-четыре минуты по пять метров. Из-за фур и кузовов тяжелых грузовиков дороги впереди не видно, и это еще больше раздражает.

Под Володарским мостом – тяжелый затор. С Народной улицы и на нее движутся плотные колонны, в основном грузовики, и ни светофоры, ни работающие инспектора ГИБДД ничего с ними поделать не могут. Здесь узкое горлышко города, игольное ушко, в которое постоянно запихивают верблюдов.

Решаем немного проехать по Кольцевой, чтобы посмотреть обстановку на южных входах в город.

Красивые обводы вантового моста и развязок возле него настраивают на лирический лад. Какие мы современные, как у нас все здорово... Но у входа на мост – снова пробка. Здесь сужение полотна, фуры тормозят, и очередь выстраивается моментально. А тут еще девчонка на желтом «жуке» влезла под бульдожью челюсть «КамАЗа», и он изрядно пожевал машинешку. Девчонка растерянно бродит под колесами машин, водители ругаются...

На Дунайском проспекте – тяжелейшая пробка: фуры, шаланды с иномарками, самосвалы, цистерны... Пока здесь не примет на себя основное движение Кольцевая автодорога, пробки не уменьшатся.

Из подземного проезда под площадью Победы – сплошной поток грузовиков. На Краснопутиловской улице джипы сворачивают на газон и спокойно, по протоптанной колее, объезжают пробку. Дорожной инспекции нет. Пробка до самого конца улицы, где машины потом расползаются в стороны.

Мы удираем по Трамвайному проспекту в сторону проспекта Жукова. Здесь на удивление спокойно, хотя фуры идут потоком. Набережная Обводного канала – фуропровод, сплошной поток грузовиков. Отсюда они расходятся – частично в центр, частично в промзоны Фрунзенского района, частично в сторону моста Александра Невского.

Мы пытались сосчитать, сколько грузовиков сворачивает в сторону центра. Только по одному мосту за четверть часа, пока мы к нему подъезжали, прошло сорок шесть грузовиков. Причем время около 16 часов – это не пик. Это рядовое, можно сказать, время. Если перемножать на четыре, да еще на 18 – 20 (ночью они тоже идут), цифры получаются ошеломляющие.

Между тем в самом центре грузового транспорта немного: он расходится по небольшим улочкам, прячется во дворах и площадках.

Потом приходят такие письма:

«У нас на Купчинской улице паркуются вдоль всей улицы грузовики всех мастей – и небольшие, и контейнеровозы, и шаланды всякие... Прямо под окнами жилых домов, и заводятся, и с утра и ночью с диким грохотом прогреваются, а выхлоп от них просто неописуемый, вонь ужасная, доходит до последнего, девятого, этажа! А еще эти «господа» владельцы-водители этих «помоек» когда не ездят, то чинят их беспрерывно там же, под нашими окнами – дубасят и опять же то заводят, то глушат! И практически все окрестные улочки такие! Организовали на них себе отстойники, приезжают на этих фурах, а рядом паркуют свои легковые авто, пересаживаются на них и уезжают домой. Эти нахалы даже не живут в этом районе, безобразие!»

Такая же история происходит и на Малом проспекте Васильевского острова: «Грузовики ездят и днем и ночью, спать невозможно. По Большому грузовое движение запрещено, по Среднему – ремонт, а Малый несет всю грузовую орду. И мы потихоньку сходим с ума».

Как заявил недавно председатель городского комитета по транспорту Александр Дацюк, в 2007 году ужесточены правила выдачи годовых пропусков на въезд в центр города для грузовиков. Эта мера, а также введение Восточного полукольца КАД позволили почти вдвое снизить число годовых пропусков – с 12 тысяч до семи с небольшим тысяч. Совсем отменены льготные пропуска. В арсенале средств борьбы Смольного с большегрузным транспортом – переход на малотоннажный грузовой транспорт.

Еще одна возможность минимизации грузоперевозок в центре северной столицы могла бы быть реализована в короткие сроки, и для этого надо всего лишь существенно увеличить размеры штрафов – по словам г-на Дацюка, в ходе каждого рейда сотрудники ГИБДД на дорогах выявляют около 30 грузовых автомобилей с поддельными пропусками или вообще без пропуска. Однако такого рода нарушение «стоит»... 50 рублей. Понятно, что никого такой штраф не пугает.

В начале июля власти Петербурга должны составить список предложений по вопросу организации стоянок для крупногабаритного транспорта на подъездах к Петербургу. Предполагается, что стоянки будут находиться на пути транспортных потоков из порта – на Московском шоссе в районе Шушар и Мурманском шоссе. Организация таких стоянок призвана решить в первую очередь проблему подъездов грузовых машин к морскому порту, сократить очереди на прилегающих к порту улицах и ликвидировать стихийные стоянки грузовиков в черте Петербурга.

Однако как сейчас не верится, что в городе получают право на проезд только семь тысяч грузовиков, так трудно поверить, что грузоперевозчики захотят переваливать товары с большегрузных машин на небольшие. И что масса «Газелей» и «Соболей», перевозящих те же грузы, не создаст еще больших пробок.

На заседании правительства решено к началу лета подготовить карту-схему всех объектов города, куда прежде всего направляются фуры с грузами. В нее наверняка попадут районы Большого морского порта, юга Обводного канала, Охта, Свердловская набережная. Мы установили: эти магистрали работают на пределе возможного.

А жизнь, как и рост числа грузовиков, не останавливается...