Счастье под мостом привалит

Счастье под мостом привалит

В двенадцать ночи у старшего госинспектора Виктора Артемьева и начальника ГИМС Константина Пашинского патрулирование только началось.

В двенадцать ночи у старшего госинспектора Виктора Артемьева и начальника ГИМС Константина Пашинского патрулирование только началось. Разводка мостов – самое опасное время: Нева буквально кишит прогулочными суденышками, а под разведенными мостами тем временем уже проходят солидные сухогрузы, теплоходы, баржи...

Приняв меня на борт моторной лодки «Кальмар», Пашинский командует:

– Встанем где-нибудь повиднее.

Водные «гаишники» в отличие от своих сухопутных собратьев не прячутся (да это и сложно сделать на речных просторах). Они стараются быть заметными и одним своим видом внушать участникам водного движения любовь к порядку.

Наша лодка проносится вдоль Дворцовой набережной и становится напротив Стрелки Васильевского. Инспектора поднимаются и начинают всматриваться в проходящие пароходики и катера.

– Нарушителя сразу видно, – поясняет Виктор Артемьев под мерный плеск волн. – Например – если слишком много пассажиров. На маломерном судне в зависимости от характеристик должно быть не больше 12 человек. Штрафы – до 15 МРОТ.

– А за «вождение» в нетрезвом состоянии? – спрашиваю я.

– За такое безобразие – лишение прав до двух лет, – строго отвечает инспектор. – В этом году такие не попадались.

Скорость на воде превысить невозможно – она не ограничена. Существует только правило этикета: не проноситься на всех парах мимо пришвартованных лодок. Поднявшееся волнение может их повредить. На речных дорогах – правостороннее движение, о чем не следует забывать даже начинающим водителям.

Госинспектор Артемьев порой даже на глаз определяет, у кого проверить документы. Многие судоводители ходят по Неве десятки лет – и Виктор Владимирович работает в ГИМСе не меньше, успел запомнить.

– Судоводители – очень опытные люди, – говорит он с одобрением. – Они знают Неву как свою ладонь. И, конечно, заинтересованы в том, чтобы не было несчастных случаев. Тем не менее в прошлом году мы задержали почти тысячу нарушителей. Кстати, у них бывают свои причуды...

Например, распространилось поверье: если проплыть под разводящимися створами моста – счастье привалит. Как рулевому, так и пассажирам. В то же время маломерные суда должны проходить в неразводной пролет моста, обозначенный перевернутым треугольником. Но на что только не пойдешь ради счастья! Даже риск столкнуться с сухогрузом не страшит...

Попав на борт нарушителя, инспектор в первую очередь проверяет «права» – удостоверение судоводителя. Затем судовой билет, который говорит о регистрации плавсредства в ГИМСе, где ему присваивается госномер. Затем проверяют «техосмотр» – свидетельство о допуске судна к навигации. Правила выдачи этой бумаги на воде куда проще, чем на суше. Главное – чтобы лодка была укомплектована судовыми огнями, аварийными и спасательными средствами. Ее возраст, прочность борта, исправность двигателя и тому подобные мелочи инспекторов интересуют меньше – лишь бы на плаву была.

Мы подошли к нескольким судам, прикинули, не много ли на них пассажиров. Отъявленные нарушители все не попадались. Загремела музыка – и знаменитый фонтан Кармазинова посреди Невы засверкал разноцветными огнями. Госинспектор даже не обернулся – за долгие ночи успел насмотреться на это чудо.

– На фонтан суда натыкаются, получают пробоины, – только заметил он.

Инспектора ГИМС часто смотрят на водные зрелища из «первых рядов». На предстоящем празднике выпускников школ «Алые паруса» они перекроют тот участок Невы, где и будет происходить театрализованное представление.

– Не сравнивайте нас с инспекторами ГИБДД, – беспокоится Константин Федорович Пашинский.

Для инспекторов ГИМСа очень важно быть не сборщиками штрафов, а дружелюбными блюстителями порядка в акватории.