Утрата лидерства

Утрата лидерства

«Зенит», проиграв «Спартаку», уступил ему первое место. Как ни печально, но надо признать, что поражение в «Лужниках» нельзя списать лишь на ошибки арбитра.

«Зенит», проиграв «Спартаку», уступил ему первое место. Как ни печально, но надо признать, что поражение в «Лужниках» нельзя списать лишь на ошибки арбитра. Петербуржцы не показали игры, достойной лидера.

В поисках души

Накануне игры соперники обменялись словесными выпадами. Станислав Черчесов заявил, что Адвокаат для него ничуть не более авторитетный тренер, чем российские коллеги Рахимов и Гаджиев, которых он обыграл в последних турах. Также спартаковский наставник многозначительно сказал: «Мы в „Спартак“ вкладываем не только деньги, но и душу, а в „Зенит“ вкладывают только большие деньги».

Что имел в виду Черчесов, не совсем ясно. Как-то принято говорить, что душа команды – это болельщики, люди, которые беззаветно ее любят, отдают все эмоции, живут мыслями о ней. У «Спартака» много поклонников в Москве, Подмосковье, России и бывшего СССР, в Израиле, США и разных странах Европы.

И у «Зенита» большая армия почитателей, однако «Зенит» – больше, чем просто футбольный клуб. Это символ нашего великого города, часть жизни миллионов ленинградцев-петербуржцев, своего рода «национальная идея городского масштаба». Ведь, как поет Александр Розенбаум, «„Зенит“, ты у Питера один!».

И напрасно столичные журналисты пытаются объявить Петербург футбольной провинцией на основании того, что в городе на Неве всего одна команда. Замечу, что и в таких мегаполисах, как Париж и Берлин, нынче тоже всего по одному клубу высокого уровня. Правда, «Пари Сен-Жермен» и «Герта» не претендуют на звание чего-то большего, чем просто футбольный клуб.

А вот «Спартак» всегда хотел быть чем-то особенным, «народной командой», «нашим всем». На поверку же оказался не народной, а придворной командой, за которую в свое время болел хозяин столицы, первый секретарь московского горкома КПСС Гришин, которую принимали в Кремле во времена первого президента России по поводу всего лишь очередных побед в чемпионате. Большие деньги были у красно-белых всегда, поэтому их делили, «пилили», из-за них убивали, причем в буквальном смысле (дело об убийстве Ларисы Нечаевой – директора клуба не закрыто до сих пор). Кто же вкладывал душу в «Спартак» – Есауленко, обвиняемый в связях с уголовниками? Заварзин, продавший все, что можно продать? Червиченко, говоривший: «Зачем мне этот „Спартак“, этот геморрой?» Романцев, получавший от коллеги Германа Ткаченко советы лечиться от алкоголизма?

«Зенит», слава богу, такими замечательными личностями и такими колоритными фактами истории похвастать не может.


Когда все защитники могут играть – это тоже проблема


Но вернемся к битве лидеров. Накануне игры Дик Адвокаат, как и перед матчем с «Ростовом», вновь решал кадровые проблемы. Если неделю назад некому было играть в обороне, то нынче все было наоборот. Отбыли дисквалификации Эрик Хаген, Ивица Крижанац, Мартин Шкртел, Александр Анюков и Фернандо Риксен. Лишь последнему тренер гарантировал место в «основе» на позиции правого защитника еще за два дня до игры.

К сожалению, Николас Ломбертс, дебютировавший в игре с ростовчанами, получил на тренировке травму голеностопа. Юрия Лебедева вернули в дубль. Вновь доверить место в центре обороны Александру Горшкову тренер не решился, хотя, на мой взгляд, стоило рискнуть. Впрочем, куда более сильно рисковал Адвокаат, вернув в состав Эрика Хагена, не игравшего за «основу» с 1 июля.

Норвежский легионер перед матчем отметил 32-й день рождения, может быть, потому и вышел на поле с первых минут. Пару в центре ему составил Мартин Шкртел, подстригшийся «под ноль», на левый же край – в оппоненты Владимиру Быстрову – бросили Александра Анюкова, его друга и товарища по сборной.

Тройку полузащитников составили Владислав Радимов – опорный, Анатолий Тимощук – справа и Радек Ширл – слева. Атакующее трио Адвокаат сформировал из Андрея Аршавина, Алехандро Домингеса и Фатиха Текке.

Лучший тайм «Спартака»


У красно-белых, и это общеизвестно, самая сильная линия – полузащита, в которой играют один из лучших российских футболистов современности Егор Титов, члены сборной страны Дмитрий Торбинский и Владимир Быстров, а также бразилец Моцарт, имеющий опыт выступлений в итальянской серии А. «Зенит» вышел на матч, уступая противнику в численности средней линии. Вдобавок Ширл в конкретном матче оказался не готов решать возложенные на него задачи, а Радимов на позиции опорного хавбека не справился с огромной нагрузкой, выпавшей на его долю. Лишь Тимощук отработал на «все сто», но и ему было тяжело.

Как и в приснопамятном матче с ЦСКА в тех же «Лужниках», отвратительно, из рук вон плохо сыграла оборона. Хаген никуда и не за кем не успевал, Шкртел ошибался как школьник, Анюков и Риксен слишком часто проигрывали фланговые дуэли. Пора, пора прикупить по-настоящему классного защитника!

Что же касается атаки, то она не оправдала надежд. До перерыва нападающие «Зенита» не создали ни одного по-настоящему острого момента. Гол – не в счет. Домингес и Текке плутали в трех соснах, то и дело теряли мяч, в борьбу шли неохотно. За всех отдувался Аршавин, вынужденный отходить чуть ли не к своей штрафной за мячом и оттуда начинать атаки.

«Спартак» же сыграл, по общему мнению, свой лучший матч в этом сезоне, точнее, лучший первый тайм. Собранность, мобильность, четкое выполнение тренерских установок плюс фирменная техничная игра. Москвичи лучше контролировали мяч и хорошо знали, как им распорядиться. Несколько раз петербуржцам повезло, но наконец Роман Павлюченко сделал свою работу на «отлично», головой вколотив мяч в ворота Вячеслава Малафеева.

Клоунада Гончара

«Зенит» вчистую проиграл первый тайм, но на перерыв ушел при равном счете. Аршавин наказал вратаря за секундную расслабленность, выбив мяч из его рук и послав его в сетку. Вообще-то, в большинстве аналогичных случаев игроки не атакуют голкиперов, но Андрей доиграл эпизод до конца. Арбитр неожиданно для всех гол засчитал и, как выяснилось, был прав – букве правил действия зенитовца не противоречили. Так Шава забил в пятом матче подряд.

Однако затем сочинский судья Александр Гончар занервничал. Словно пытаясь исправиться перед спартаковцами, он допустил две грубые ошибки и сломал игру.

В начале второго тайма зенитовцы могли выйти вперед, но сперва Фатих Текке не реализовал выход один на один, а затем Игорь Денисов не смог переиграть Плетикосу. Адвокаат, заменив Домингеса на Денисова, перестроил схему на 4–4–2, и игра в середине поля выровнялась. Но вскоре веское слово сказал рефери. Быстров в своей манере заработал пенальти – пробросил мяч на ход себе и споткнулся о распластавшегося вратаря. Гончар не только указал на «точку», но еще и удалил Малафеева. Где он усмотрел «фол последней надежды», наверное, знает только он сам.

Трудно бороться в меньшинстве с таким сильным соперником, но зенитовцы пытались отыграться. Жаль, что так поздно получил шанс Павел Погребняк. Будь у него побольше времени, наверняка продолжил бы голевую серию с родным клубом. Крест на надеждах «Зенита» поставила очередная ошибка судьи, засчитавшего мяч, влетевший в ворота от руки Никиты Баженова.

Остается только удивляться, почему на столь важный матч был назначен арбитр, не обладающий высокой квалификацией, неоднократно совершавший грубые ошибки и едва не отстраненный от работы в премьер-лиге. Почему «Зенит» не добился приглашения судьи из Европы? Вот вопрос! Ведь не зря Аршавин перед началом сезона в первую очередь просил руководство клуба защитить команду от судейского произвола и других околофутбольных вещей.

Не показав игры, достойной лидера, «Зенит» перестал им быть. Впрочем, возможно, роль преследователя питерской команде подходит лучше.

Михаил Григорьев

Автор: 653038