«Я не буду мстить!»

«Я не буду мстить!»

Тонкая, хрупкая женщина с пронзительными карими глазами стала своеобразной легендой криминального Петербурга. Столько зловещих мифов не складывали ни про одну вдову высокопоставленного чиновника.

Тонкая, хрупкая женщина с пронзительными карими глазами стала своеобразной легендой криминального Петербурга. Столько зловещих мифов не складывали ни про одну вдову высокопоставленного чиновника.

Мы сидим с ней в кофейне на углу улицы Рубинштейна и Невского проспекта, из окон хорошо видно место, где ровно десять лет назад был расстрелян вице-губернатор Михаил Маневич.

\ - После смерти Миши про меня что только не говорили, - иронично улыбается Марина Маневич. - Спилась, пошла по рукам, стала наркоманкой:

\ О Марине, впрочем, рассказывают и не такое. Только «МК» в Питере» она рассказала, как было все на самом деле.

\ Сделал предложение у кремлевской стены

\ - Марина, говорят, вас с Михаилом Маневичем познакомил Путин. Якобы он специально подослал вас к Маневичу, чтобы иметь своего человека в его окружении:

\ - Все это полная чушь. Я с Путиным и без того была знакома. Мы работали вместе. Я познакомилась с Мишей на работе. Исполняла обязанности секретаря-референта в Таврическом дворце, где располагался рабочий центр экономических реформ российского правительства. Помню, как Маневич и Кох ходили по коридорам, что-то обсуждали, размахивая руками. Энтузиазм был, как у комсомольцев или первопроходцев. Рабочий день начинался в 8 утра и заканчивался за полночь.

\ - Маневич сразу вас заметил?

\ - Нет, не сразу. Я жила с родителями, мне было всего 24 года: И потом, работа была на первом месте.

\ - Когда же вы с Михаилом посмотрели друг на друга другими глазами?

\ - В декабре 1992 года его пригласили на день рождения Томчина (моего непосредственного начальника). И на этом вечере Михаил позвал меня танцевать. А 30 января 1993 года мы расписались. Другой любви не бывает. То, что этой твой человек, понятно сразу. Мы были друзьями. Родственные души.

\ - Как он ухаживал за вами?

\ - Миша был очень скромным человеком. Для него произнести какие-то слова женщине было трудно. Да и я не отличалась особой смелостью, по крайней мере, в те времена. Он пошел меня провожать с того дня рождения, падал мокрый снег. Родители смотрели телевизор. Я дала ему полотенце, чтобы утереть мокрое лицо, он выпил чашку кофе. Все выглядело анекдотично. Он уехал домой, даже не записав моего адреса. Это было в пятницу. Все выходные он мучился, разыскивая меня.

\ Но наши отношения никогда не случились бы, если бы не коллеги. Видя наши страдания, они устроили нам ловушку. Мне было поручено отвезти документы в Москву. Вручили билет на «Красную стрелу» в вагон СВ. Но я не почувствовала никакого подвоха! Как девушка порядочная, пришла за полчаса до отхода поезда. Расположилась в купе. Тут открывается дверь, стоит Миша: «Ты что тут делаешь?» - «А ты?» - «Я в Москву!» - «И я в Москву!»

\ - Коварный план был разгадан?

\ - Мы дико хохотали, поняв, в чем дело. А потом разговаривали всю ночь. О жизни, о родных. Ничего другого, что можно домыслить в ситуации, когда в ночном купе остаются мужчина и женщина, не было. Так в разговорах даже не заметили, как оказались в Москве. Вечером пошли на набережную. Я старалась, как человек образованный, разглагольствовать о кремлевской стене: И вдруг он мне говорит: «Слушай, выходи за меня замуж». В этот момент, совершенно для нас неожиданно, раздался удар колокола с колокольни Ивана Великого. Я про себя подумала: «Знак!» Меня это сильно поразило. «Я согласна», - спокойно сказала я и посмотрела в его огромные глаза с пушистыми ресницами. И он в своем роскошном костюме встал на колени - прямо в лужу посередине тротуара. Я почувствовала, что с него свалилась какая-то сумасшедшая тяжесть. Передо мной был ребенок. И у меня появилось желание заботиться о нем. Заботиться до умопомрачения. Он был невероятно нежным человеком. Очень интеллигентный и элегантный. Красивый, эффектный:

\ - Какой была ваша свадьба?

\ - Мы расписались в загсе на набережной Красного флота (сегодня - Английской. - Ред.). Свадьба была, как Женевская конференция. Леша Кудрин с супругой. Леша Миллер с супругой. Алик Кох с супругой: Мы с Мишей на регистрации даже не поцеловались, только пожали друг другу руки.

\ «Я видела, как Мишина грудь вздрагивала от пуль»

\ - Вы были с Маневичем в машине в то утро. Что вас спасло?

\ - Я упала не на заднее сиденье. В противном случае я бы перед вами не сидела. Я упала на пол машины и вжалась в него до такой степени, что распредвалом порвала паховую артерию. Интересное ощущение - стекляшки от разбитых окон в воздухе. Как в замедленной съемке. Я видела, как разлетается обшивка машины, как вздрагивает Мишина грудь. Это ужас. Я вылетела на Невский проспект и пальцем зажимала ему артерию. Она синела на глаза. Водитель сидел в ступоре, осколок лишь царапнул ему щеку: У меня восемь швов на затылке. Я чуть сама в ящик не сыграла. Осколок до сих пор в черепе. Вытаскивать его нельзя - иначе я окажусь в инвалидном кресле.

\ - Рассказывают невероятную историю о том, как после гибели вашего мужа, вы, чтобы снять стресс, поехали на полигон и там расстреляли из автомата Калашникова двух приговоренных братков:

\ - Еще один миф. Да, я занималась стрельбой в юности. После убийства я стала бояться любого резкого звука. И поняла, что этот страх надо как-то из себя вышибать. Я работала тогда в Росгосстрахе, и начальник службы безопасности взял меня с собой на полигон. Я действительно стреляла из Калашникова - в обычную цель, одиночными выстрелами. Мне это помогло.

\ - Вы думали над тем, как сложилась бы судьба Маневича, останься он жив?

\ - Я знаю, что в этот день, 18 августа, у него были подписаны все документы. Такое было редко - чистые столы в кабинете. Он ничего мне не сказал, но намекнул, что должен полететь в Москву. У меня было такое впечатление, что его ждало новое назначение.

\ Золото Маневича

\ - После смерти Михаила Маневича ходило много разговоров о том, что вы получили в наследство огромное состояние.

\ - Я работаю в московской лизинговой компании. Живу в той же квартире на Рубинштейна. У меня остались друзья - их можно пересчитать на пальцах одной руки. Счетов в банке у меня нет. Хотя все считают меня дико богатой. Поэтому я говорю: «Найдете эти деньги, покажите мне!» В свое время ходили слухи, что одна подпись Маневича стоила 50 тысяч долларов. А, чтобы записаться к нему на прием, якобы надо было заплатить 100 тысяч долларов. По-моему, люди заливаются желчью.

\ - От чего?

\ - Наверное, от неизвестности. Но я-то в чем виновата? Я не езжу на «Бентли», у меня нет охраны. Я живу, как нормальный человек. Поэтому я с вами и встретилась. Я терпеть не могу недоговоренностей. Они ведут к неприятностям.

\ - О недоговоренностях: Десять лет идет следствие. Греф говорит, что исполнители найдены и наказаны. В Генпрокуратуре говорят, что первый раз об этом слышат. А что известно вам?

\ - Думаете, я что-то знаю? Я не могу комментировать слова Грефа или Чубайса. Спросите их, что они имели в виду! Для меня самое страшное - это то, что нет Миши. Я жду. Я не имею права вмешиваться. Я считаю, что его убили из-за политики. Пускай ФСБ, ГУВД, Чубайс, Греф разбираются. Я нахожусь вне схватки. Я жду результата. Я буду его ждать столько, сколько нужно.

\ - И что тогда?

\ - Это будет логическое завершение всего случившегося. Я никому не буду мстить. Это глупо. Мне просто интересно, до какой степени человеческого маразма должна была дойти ситуация, чтобы рано утром 18 августа цинично полировать свинцовыми пулями машину вице-губернатора.

\ Сын - вылитый отец

\ - Сын Артем очень похож на отца?

\ - Внешне очень сильно. И внутренний стержень такой же. Миша максимально занимался воспитанием сына. С пяти лет - английский язык. Все ответы на вопросы - через энциклопедию. Доктрина Маневича состояла в следующем: ребенка надо воспринимать как равного себе взрослого человека и выдавать ему не детские знания, а знания, которые потом можно использовать в жизни. Я очень благодарна ему за это.

\ - Это воспитание принесло свои плоды?

\ - Безусловно. Тема уже перешел на третий курс факультета международных отношений Санкт-Петербургского университета.

\ - Фамилия Маневич ему помогает или мешает?

\ - Когда как. Впрочем, как и мне.

\ - Сегодня рядом с вами есть любимый мужчина?

\ - Я живу нормально. Как я тогда никого не пускала в нашу с Мишей жизнь, так и сегодня, пардон, я не собираюсь рассказывать о своих отношениях.

\ Ирина Молчанова

\ Фото Замира Усманова