Михаил Бирюков: «Зенит» чемпионство еще не праздновал!

Михаил Бирюков: «Зенит» чемпионство еще не праздновал!

Уроженец Подмосковья Михаил Бирюков – один из главных футбольных героев нашего города. С «Зенитом» он выигрывал бронзу и золото сначала чемпионата СССР, а потом и чемпионата России,

Уроженец Подмосковья Михаил Бирюков – один из главных футбольных героев нашего города. С «Зенитом» он выигрывал бронзу и золото сначала чемпионата СССР, а потом и чемпионата России, но уже как тренер. Был он в команде и в самые тяжелые времена: позор в «Куусюси», вылет из высшей лиги… Был вратарем, капитаном, старшим тренером, главным тренером, тренером вратарей… Второго такого человека в истории «Зенита» нет. Поэтому именно Михаила Юрьевича корреспондент «90 минут» попросил оценить триумфальный чемпионат.

Первый вопрос оказался неожиданным даже для меня: когда Михаил достал пачку сигарет, как-то само собой вырвалось:

– Давно начали курить?

– Сейчас уже, конечно, давно. Но когда играл – не курил. Потом уже, в самом конце карьеры стал покуривать. Немного так, позволял себе по сигарете после матча. Сначала думал, что брошу. А потом как-то так и пошло. Сейчас жалею об этом.
– В нынешнем «Зените» вы тренер вратарей, которых поначалу много критиковали, и тем не менее в конце чемпионата они выдали три сухих матча… Как вы оцениваете свою работу?
– Тяжело судить. Если попробовать посмотреть со стороны, то этот сезон, который я полностью провел, работая с вратарями, считаю положительным. Самое главное для вратаря, и для тренера вратарей – это стабильность, а не сухие матчи. Конечно, вратарю всегда приятно сыграть на ноль. Но у меня несколько другие критерии оценки: ни у Малафеева, ни у Чонтофальски не было провальных матчей. Они оба провели очень достойный сезон. Вратаря нужно оценивать по его стабильности. Есть шкала, не мной выдуманная. Средний вратарь может провести десять игр без спадов, хороший – где-то 18–20, отличный вратарь – до 30 матчей. Слава провел 19 матчей, и я считаю, что не было ни одной игры, в которой он бы провалился. В начале сезона у нас ведь еще не было такой сыгранной крепкой обороны, и Слава в некоторых моментах очень здорово выручал. В конце чемпионата Камил Чонтофальски здорово сыграл. За него я вообще очень рад: человек молодец, не опускал руки, тренировался. Я ему всегда говорил: «Не важно, ты играешь или кто-то другой, ты должен постоянно тренироваться и устраивать товарищу сильную конкуренцию, быть готовым выйти и сыграть». Главная задача тренера вратарей – делать так, чтобы они все время были в тонусе.
– Адвокаат с вами советуется, кого ставить в ворота на тот или иной матч?
– Принимает решения Адвокаат. Но, естественно, советуется. Кто в каком состоянии, кто лучше готов, у кого настроение выше. Так всегда было и есть во всех командах.
– Как построена работа с вратарями в «Зените»? Только Камил и Слава, или в этой же группе Заболотный, Мухин, Кержаков?
– В этой же группе Кержаков. А когда Камил и Слава уезжают в сборные, к основной команде присоединяются и Заболотный, и Мухин, и Запольский. Для них это огромный стимул, они тоже чувствуют себя частью команды. Я всегда стараюсь смотреть за тренировками дублеров. Очень хорошо, что там с вратарями работает Юрий Окрошидзе. Мы с ним постоянно советуемся, он рассказывает, какие проблемы у вратарей, какие достижения…
– Что касается дубля – его в последние годы лихорадит, сейчас опять последует смена тренера…
– Ну, как лихорадит… В дубле играют достаточно молодые ребята, а к молодежи сейчас очень жесткие требования. И хорошо, только если ты прогрессируешь из года в год. Если в росте происходит застой – сразу же происходит ротация. В этом году опять практически новая команда была собрана, на будущий год уже будет понятно, что-нибудь. Самое главное, чего ждут от дубля – игроков для «основы». Одного, двух, может быть трех за сезон, которые бы где-то зацепились, составляли бы конкуренцию основному составу. А смотреть на место… Конечно, это тоже важно, психологию победителя никто не отменял, но это не главное. Дубль в этом году подготовил Ионова, Лебедева, да и Мишка Кержаков хоть и не выходил, но уже готов помочь команде в случае чего. В этом сезоне он очень хорошо работал, и если год назад в игре за дубль у него были какие-то спады, то сейчас он провел год очень ровно, без спадов. Это показатель стабильности.
– Как на нем сказался отъезд брата? Много слухов ходило о том, что «и его тоже выживут»…
– Нет, вы знаете, ничего такого. Думаю, что здесь ничего такого не было. Может быть, он, конечно, переживал, но никак это не проявлял. Может быть, он наоборот радовался, что перестал быть тенью брата. Думаю, что отъезд Александра, скорее всего, на Михаила никак не повлиял.
– Вы в среду какой футбол смотрели?
– Я Россию смотрел. Честно сказать, я даже не знал, что Хорватию тоже показывали. Поэтому смотрел наших, никуда не переключал. Конечно, для меня стало очень приятной неожиданностью, когда я узнал, что хорваты выиграли. Я думал, так и сыграют 2:2. Я думаю, что с точки зрения качества футбола наша сборная в последних двух играх не показала ничего особенного, не показала игры, которой от нее все ждут. Но на сегодняшний день выход в финал Евро – это прогресс.
– Я сам смотрел Хорватию и игры наших не видел. Зенитовцы там сыграли так же бледно, как в матче с Израилем?
– Им надо выиграть – и они выиграли. Всегда очень тяжело взламывать оборону, которая состоит из 11 человек. Играли, конечно, не очень. Где-то, может быть, сами до конца не верили, что Хорватия поможет, и потом – конец сезона, усталость… Доигрывали. Я думаю, если бы от нас что-то зависело, нужно было бы выиграть 8:0 – наши бы их просто порвали. Психологически очень тяжело было настраиваться на слабого соперника, матч с которым может ничего и не решить.
– Общий спад сборной в последних двух матчах можно связать с тем, что у спартаковцев опустились руки, зенитовцы до сих празднуют, а остальные без них не могут?
– Я скажу так: во-первых, никто не праздновал. Получилось так, что некогда было праздновать. Закончился чемпионат, но у нас же еще две важные игры. У нас не было ни застолья, ничего. Да, очень счастливы, да, очень рады, но все равно нужно закончить сезон на хорошей ноте. И чемпионами стали, и в следующий раунд еврокубков вышли. Так что никакого загула не было. У нас был всего лишь один выходной: 11-го мы сыграли, 12-го – отдыхали, а с 13-го уже опять тренировались. Потом все сборники разъехались, нам дали еще два дня выходных, но все остальное время мы продолжали тренироваться. Кроме того, концовка сезона, все понятно, все устали. Не только победители и проигравшие. Все футболисты отработали целый год и очень устали. В Раменском нужно было побеждать любой ценой – и я видел, как команда на зубах, на жилах вышла на поле и вырвала эту победу. А после такой игры было очень сложно восстанавливаться. Сейчас в спорте главная проблема, это не как нагрузить игроков, а, наоборот, как восстановить их, чтобы они были готовы к следующему матчу.
– Кто сейчас в «Зените» занимается физподготовкой?
– Как и всем остальным, Адвокаат.
– Нет такого, как в баскетболе, когда приглашается специальный человек, отвечающий за физподготовку?
– Нет. Как запланировано изначально, в начале сезона, так мы и работаем. Воробьев с Корнелиусом отвечают за разминку, готовят ребят к тренировке, я – за работу с вратарями…
– Судьбу Дика Адвокаата клубное руководство тщательно скрывало от болельщиков и журналистов. А в самой команде кто-нибудь знал то, что Дик останется? Или игроки нервничали и волновались наравне со всеми?
– Честное слово, об этом никто не думал. У нас была цель, и мы к ней шли. Никому ничего не говорили. Наверное, каждый задавался вопросом: останется или не останется. Но остро, как у журналистов, этот вопрос не стоял. Нужно было сначала выиграть золотые медали, а потом уже разбираться.
– Вы довольны совместной работой с Адвокаатом?
– Конечно, доволен. Я думаю, все довольны. И руководители клуба, и игроки, и остальной персонал. Вот он – результат. А от главного тренера очень многое зависит. Очень хорошо, что ему никто не мешал. У нас в России ведь часто бывает, что руководители клуба приходят и начинают советовать, кого ставить. На моей памяти такое было. Здесь, в «Зените» этот вопрос даже не обсуждался. Команда шла именно по тому курсу, который поставил главный тренер.
– Вы читали книгу Петржелы?
– Нет. Я выдержки какие-то прочитал, на этом ограничился. Книга какая-то, я бы сказал, «пиарная». Судить не мне, наверное, а болельщикам. Он жаловался, что ему не давали игроков, но насколько я знаю, это было не так. Ведь он же покупал тех игроков, которые в «Зенит» приходили. А то, что не пришел Росицки или еще кто-то… Значит, надо было убедить, ехать к нему, разговаривать… Да, он занял в первый сезон второе место, но считаю, что на базе той команды, которая была. А после этого раз провалились, два – провалились… И потом, эти слова: «Зенит» никогда не станет чемпионом… Не хочу даже говорить об этом.
– Я упомянул о книге Петржелы в том аспекте, что он в начале пишет о совершенно дикой ситуации для европейского футбола. Когда он приехал в Петербург, на контракте с «Зенитом» оставались три предыдущих главных тренера: Морозов, вы и Рапопорт. Если сейчас Давыдов-старший возглавит дубль, не получится ли, что в клубе слишком много тренеров, каждый из которых захочет стать главным?
– Не знаю. Никогда об этом даже не задумывался. Он пришел в конце года, а у меня контракт был до 31 декабря. Потом контракт закончился, и я ушел. Я что, с ним работал? Я с ним не работал. Морозов тоже дорабатывал до конца года. В любом нормальном клубе, если у человека действующий контракт, а его отстраняют по ходу сезона, он просто дорабатывает до конца года, а потом спокойно уходит.
– У вас есть опыт самостоятельной тренерской работы в «Зените» и в «Петротресте». Не хочется снова «порулить»?
– Меня сейчас всё устраивает. Я получаю удовольствие от своей работы и сейчас об этом даже не задумываюсь. В свое время мне хотелось попробовать, я попробовал. Считаю, что получилось неплохо, с тем же «Петротрестом» выполнил задачу, занял третье место. А потом как-то не сложилось. И потом – это ведь не так просто: пошел и взял команду. Сейчас и команд-то не так много. Кроме того, я вратарь, я знаю свое дело. Могу помочь, научить чему-то. И на сегодняшний день я даже не задумываюсь о том, чтобы что-то менять. Меня работа устраивает. Я в своем «Зените», у нас отличный коллектив, занимаюсь полезной работой, которая еще и приносит результат. Я стал двукратным чемпионом Советского Союза и России в составе «Зенита». Это дорогого стоит.
– Адвокаат решил перенести церемонию вручения золотых медалей с ноября на январь. Вы считаете, это правильно?
– Конечно, правильно! У нас все-таки сезон еще не закончился. Хочется сделать праздник болельщикам, но ведь нужно понимать, что это может помешать подготовке к матчам еврокубков. Надо закончить сезон, а потом уже поздравлять, отмечать, праздновать… И потом, насколько я знаю, там чисто технически не все готово. Рано озвучили дату 26 ноября. Организовать такое мероприятие довольно непросто. Хотя я могу ошибаться.
– Как вы относитесь к Кубку Содружества? Выходить на пик формы и играть в начале января на искусственном газоне в СКК? Или выставить на домашний турнир второй состав и спокойно готовиться за границей к матчам Кубка УЕФА?
– Я думаю, что сейчас все так делают. Подготовка к сезону – очень короткий период. И лично мое мнение, что лучше сыграть где-то там на сборах на естественном газоне, чем тренироваться в заснеженном Петербурге и играть на искусственной траве. С другой стороны, конечно, сами игры нужны. Тренировка ради тренировки ничего не дает. Нужны важные, престижные предсезонные турниры, чтобы команда была в тонусе. Как история показывает, никто из грандов не приезжает сюда основным составом.
– …Только несколько лет назад, когда еврокубки начинались в марте, а не в феврале, как сейчас.
– В том числе и это тоже. Но в любом случае, готовиться нужно к сезону, а не к предсезонному турниру. Его нужно использовать для подготовки, а не ставить целью выйти на пик формы в январе.
– А как вы относитесь к еврокубковым реформам: обладатели кубков – в Лигу чемпионов…
– Это может быть правильно. Потому что нужно популяризировать национальные Кубки. Взять даже наш российский Кубок – он есть, но не очень важен. Конечно, важен. Но как-то психологически есть, что «авось и так пройдем, а не пройдем – и не страшно». Мы хотели его выиграть. Взять даже матч с «Томью». Мы дали отдохнуть ряду основных игроков, но разве те, кто вышел на поле, вышел этот матч проигрывать?
– …хотели бы проиграть – проиграли бы в основное время?
– Конечно! Хотя, что значит – хотели проиграть? Проигрывать никто никогда не хочет. Но ведь нужно давать игрокам отдохнуть. Кубок можно случайно выиграть. Чемпионат – нет. Это нужно весь сезон пройти ровно, практически без спадов. А Кубок – все зависит от одной игры.
– Как вы относитесь к решению Чонтофальски пробить пенальти?
– На тренировках он бьет по воротам с такой силой, что вообще не отбить. У него отличный удар. Но все-таки, как тренер вратарей, я сделал для себя вывод, что каждый должен заниматься своим делом. Одно дело – на тренировке забить, но что значит тренировка, и что значит – игра? Это разные вещи. Конечно, забей Риксен, Камилу даже не пришлось бы бить. Но так сложилось… На будущее еще раз повторю – каждый должен заниматься своим делом. Бывает, когда вратарь забивает. Но это исключение.
– Сейчас ходят слухи о том, что Камил уходит и на его место приходит Дмитрий Бородин, с которым вы еще в «Локомотиве» вместе играли…
– Ничего не могу сказать. Все это я слышал из прессы, но ни Камил, ни Дима мне ничего не говорили. Не знаю.
– Чем сезон-1985 отличался от сезона-1984 и чем сезон-2008 будет отличаться от года нынешнего?
– В первую очередь, отношением остальных команд к нам. Мы должны быть к этому готовы. Тогда мы оказались не готовы к тому, как против нас будут играть абсолютно все команды. Мы выиграли первый матч в сезоне, а потом четыре подряд проиграли. Сейчас, надеюсь, поколение футболистов немного другое. Другие требования к себе, к контрактам. Я до сих пор не могу понять, что тогда произошло. Я сам был участником тех событий, но ведь мы делали то же самое! Так же тренировались, так же работали на тренировках! Звание тяжело завоевать, но отстоять – еще тяжелее. Однако то построение, которое есть в клубе, то развитие, которое происходит – не дадут толчка назад. В команде собраны люди, которые хотят еще что-то выиграть. Сейчас шкала ценностей совсем другая. Тогда мы стали чемпионами – и всё. Это была высшая точка, мы всего добились. Сложно было настраиваться на что-то большее, ведь большего уже не было. А теперь – у каждого футболиста контракт. Вы станете чемпионами – и сами знаете, что будет, кто, что и за что получит. А в наше время – обещали золотые горы, но никто ничего сверхъестественного не получил, миллионов не получил. Возможно, отчасти из-за этого у нас опустились руки, и большого стимула играть дальше не было.
– С этой точки зрения можно сделать вывод, что большое количество легионеров, приехавших сюда с определенной целью – заработать, будет только плюсом?
– Да. Но я не хочу делить игроков на иностранцев и россиян. У нас есть коллектив, который поверил в то, что может чего-то добиться. Были проблемы притирки в начале сезона, в середине – но сейчас их уже нет.
– Неужели и корейцы по-русски заговорили?
– Они по-английски довольно сносно говорят, а по-русски всё понимают, по крайней мере, на футбольном поле. Сейчас у нас абсолютно замечательный коллектив, из которого никто не выпадает. Ребята поверили в себя, поверили в свои силы. Их даже не нужно настраивать – они поняли, что способны выиграть чемпионат, выйти в Лигу чемпионов.
– Чехарда с капитанами закончена, Тимощук – действительно беспрекословный лидер?
– В начале сезона были небольшие проблемы притирки коллектива. Пробовали этого, этого… Один дисциплину нарушил, другой… В итоге оказался Тимощук. Он действительно очень хороший человек, здорово справляется с капитанскими функциями. Но в то же время нужно понимать, что капитан – это просто человек, который от имени команды общается с тренерами, президентом. Он – не какой-то неприкасаемый, он такой же игрок, как и все остальные.

Сергей Кириллов

Автор: 653038