Легенды «Зенита». Вячеслав Мельников – конструктор атак

Легенды «Зенита». Вячеслав Мельников – конструктор атак

Болельщики, заставшие Мельникова–футболиста, наверняка помнят, как он мастерски читал игру, как умел вывести партнера на завершающий удар, мог и сам поразить ворота. На его счету один из самых

Болельщики, заставшие Мельникова–футболиста, наверняка помнят, как он мастерски читал игру, как умел вывести партнера на завершающий удар, мог и сам поразить ворота. На его счету один из самых важных голов в истории «Зенита» – 12 ноября 1984-го в ворота «Днепра» в Днепропетровске, на заснеженном поле стадиона «Метеор». Тот мяч гарантировал ленинградцам серебряные награды и открыл дорогу к золотым.

Настоящий самородок

Вячеслав Мельников – настоящий самородок, выходец из дворового футбола. Он родом из города Павлово-на-Оке, что в Горьковской, ныне Нижегородской области. Этот край не славится футбольными традициями. Как рассказывал мне Вячеслав Михайлович: «В тех местах больше популярны хоккей и хоккей с мячом. Я тоже зимой играл в хоккей, а летом – в футбол. Жил в Павлово-на-Оке рядом со стадионом „Торпедо“. Тогда в городе была команда, представлявшая автобусный завод, который выпускает „пазики“, играла в классе Б. Спортшколы футбольной, специализированной в городе не было, зато была команда, выступавшая в турнирах „Кожаный мяч“. Лет до 14 играл в настоящий дворовый футбол, без тренера. Все постигали сами. И мечтой было – попасть в местную команду „Торпедо“, чьи игроки казались суперзвездами. Когда нас, мальчишек, брали на стадион подавать мячи во время матчей, то это становилось настоящим праздником. О медалях в юности я не мечтал. Да и о том, что буду играть в высшей лиге, тоже не думал. Просто хотел играть в футбол».

В 17 лет Мельникова взяли в местное «Торпедо», а вскоре пригласили в главную команду области «Волгу», игравшую тогда во второй лиге. Подошло время служить в армии, Вячеславу обещали, что он будет служить, играя в футбол. Но руководители «Волги» не смогли решить вопрос, и первый год молодому футболисту пришлось служить в обычной воинской части.

Удалось поиграть на «вооруженке», как тогда называли первенство Вооруженных Сил. На финал приехали селекционеры из ЦСКА и отбирали футболистов на просмотр. Но потенциальные новобранцы особого интереса не вызвали: «Привезли нас всех, а набралось человек 60, в Москву, несколько дней ждали, когда нами займутся тренеры. Но никому в ЦСКА дела до нас не было – всего один раз дали погонять мяч, а потом отправили обратно к месту службы», – вспоминал Мельников.

Отдав долг родине, Вячеслав вернулся в Горький, снова стал играть за «Волгу». Поступил в ленинградский Институт физкультуры имени Лесгафта: «В Горьком был филиал, учиться можно было дома, а экзамены сдавать в Ленинграде. И на двусторонней игре студентов меня заметил Станислав Петрович Завидонов (игрок «Зенита» 1950–60-х, тренер. – Прим. М.Г.), порекомендовал Герману Семеновичу Зонину (главный тренер «Зенита» в 1973–1977. – Прим. М.Г). Тот посмотрел, потом посоветовался с тренером «Волги» Вениамином Крыловым и пригласил меня в «Зенит».

Партнеры менялись слишком часто

«Зенит» был клубом, мягко говоря, не богатым, но невысокая зарплата и отсутствие других благ не смутили парня с Оки. «Тогда ведь было совсем иное время, о деньгах как-то меньше думали. Я был совсем молод, из команды второй лиги сразу попал в клуб высшей лиги, оказался в таком красивом городе. О чем еще было мечтать?»

Герман Зонин пригласил Мельникова на позицию крайнего защитника, который мог сыграть и слева, и справа. Затем тренер начал ставить его фланговым полузащитником, и в итоге переквалифицировал в центрального хавбека.

Сильной стороной Мельникова был его универсализм – он в равной степени хорошо умел и разрушать, и созидать. Рассудительный, никогда не терявший головы, он никуда, казалось бы, не торопился, но почти везде успевал.

Дебютировал Вячеслав в матче с ереванским «Араратом» 25 апреля 1976-го, а первый гол забил в ворота минского «Динамо» 22 июня того же года. В 1976-м команды высшей лиги провели два однокруговых чемпионата – весенний и осенний. Весной «Зенит» выступил слабо, заняв 13-е место, зато осенью показал неплохой футбол и замкнул первую пятерку, показав лучший результат с 1958 года. Тогда блеснул результативностью Александр Маркин, забивший 13 мячей в 15 матчах. Молодой Мельников тоже внес вклад в успех, записав на свой счет два гола. Второй из них был забит в заключительном туре во Львове в ворота «Карпат», претендовавших тогда на медали. Ленинградцы выше пятого места подняться не могли, а западноукраинской команде даже ничья приносила бронзу. Естественно, в духе тех времен, на зенитовцев выходили представители «Карпат», сулили каждому по цветному телевизору (немыслимая роскошь в 1970-е). Однако «Зенит» выиграл тот матч 3:0, а счет открыл Мельников, ударом с лета в «девятку» замкнувший подачу Андрея Редкоуса с угловог
о.

Все же «Зенит» конца 1970-х был середняком, на высокие места не претендовал. «Состав у нас был разношерстный. Люди подбирались хорошие, но как игроки не все обладали должной квалификацией. Народу еле-еле набиралось на основной состав. К тому же была большая текучка – футболисты приходили и через год-два уходили. В полузащите у меня часто менялись партнеры – Дамин, Лагойда, Распутин, Сергей Кузнецов – не наш, что стал чемпионом, а другой, киевский. Да и задач высоких перед „Зенитом“ не ставили. Выиграли – хорошо, проиграли – ничего страшного. Трудно чего–то добиться в таких условиях», – объяснял причины неудач Мельников.

Зрелость мастера

Многое изменилось с приходом Юрия Морозова на пост главного тренера. «Команда не просто омолодилась. Ведь в нее пришли ленинградцы. Все же что ни говорите, а патриотизм – это не пустой звук. Патриотизм – это очень сильный фактор. Когда футболисты играют за родной город, когда на трибунах сидят их родители, друзья, одноклассники, соседи, то у них совсем другой настрой. В 1984-м в „Зените“ было только три неместных футболиста – Давыдов, Бирюков и я. Но все мы уже по несколько лет отыграли за „Зенит“ и тоже считали себя ленинградцами».

Бронзовый прорыв 1980-го, затем самое удачное в истории советского футбола четырехлетие 1983 – 1986 – золото, два четвертых места, финал и три полуфинала Кубка СССР, Суперкубок страны, называвшийся тогда «Кубком сезона» – это время зрелости мастера, ставшего диспетчером «Зенита», конструктором атак, которые он же сам нередко завершал ударами с левой.

В чемпионате-1980 он забил пять мячей, в том числе победный в ворота ЦСКА – прямого конкурента в борьбе за бронзу. В 1983-м Эдуард Малофеев приглашает в олимпийскую сборную. Эта команда играла в симпатичный футбол, и если бы не решение политиков о бойкоте Игр в Лос-Анджелесе, то Черенков, Газзаев, Литовченко, Грачев, Гоцманов, Мельников наверняка поборолись бы за медали.

Самый важный гол

В 1984-м на финише чемпионата «Зениту» предстояли четыре труднейших матча. Сперва два выездных – в Москве с «Торпедо» и в Днепропетровске с «Днепром», с главными конкурентами, еще сохранявшими к тому моменту шансы на золотые медали, а затем дома с неуступчивыми донецким «Шахтером» и харьковским «Металлистом». Стоило потерять очки на заключительном отрезке сезона, и все могло пойти прахом. Обесценились бы добытые в труднейшей борьбе победы над «Спартаком», киевским и тбилисским «Динамо». И ленинградцы великолепно спуртовали, не потеряв ни одного очка!

В Москве было повержено «Торпедо» – команда крепкая, боевитая, дисциплинированная, но все-таки беззвездная. Другое дело «Днепр» – чемпион СССР 1983 года, очень не хотевший получить приставку «экс». У днепропетровцев был очень сильный состав – уже игравшие за первую сборную Геннадий Литовченко и Олег Протасов – будущие вице-чемпионы Европы-1988, Алексей Чередник и Владимир Лютый, позднее выигравшие олимпийское золото Сеула, отличный вратарь Сергей Краковский, да и остальные им под стать.

Годом ранее судьба золотых наград тоже решалась на стадионе «Метеор», тогда хозяева уверенно переиграли московский «Спартак» – 4:2, подавив подопечных Бескова агрессивной мощной игрой. С «Зенитом» днепряне попытались сыграть в той же манере. Условия матча были таковы, что на первый план вышли бойцовские качества футболистов – восемь градусов мороза, обледеневшее поле (поле с подогревом тогда было только на одном стадионе страны – столичном «Торпедо»). За первые 11 минут у ворот Михаила Бирюкова было подано пять угловых, но ленинградцы выдержали натиск. В «физике» и мастерстве команда Павла Садырина не уступала сопернику, а в настрое, желании победить превзошла. Во втором тайме напор «Днепра» пошел на убыль, и на 64-й минуте «Зенит» получил право на угловой. Подача – защитники выносят мяч из штрафной, в борьбу за него пошел Сергей Кузнецов, подключившийся к атаке, мяч отскочил к Мельникову. Он стоял вполоборота к воротам и сразу с полулета нанес неотразимый удар в верхний угол.

«Зенит» довел матч до победы, а затем под сводами СКК на проспекте Юрия Гагарина не упустил своего в играх с «горняками» и «металлистами» и стал чемпионом.

Летом 1985-го «Зенит» взял реванш у московского «Динамо» за проигрыш в финале Кубка СССР-1984, победив в споре за «Кубок сезона», как тогда называли Суперкубок страны. На стадионе им. Кирова наша команда выиграла 2:1, а в столице повторила успех – 1:0, благодаря голу Мельникова.

Неблагодарная работа

Задатки тренера у Мельникова замечали давно. Он в той бесшабашной, лихой команде восьмидесятых выделялся спокойствием и задумчивостью. В часы досуга в отличие от большинства товарищей бильярду и картам предпочитал чтение, и не детективных романов, а классики, например Чехова.

Завершив карьеру игрока после сезона-1986, поступил в Высшую школу тренеров, после ее окончания работал тренером в СДЮШОР «Зенит». В 1990-м Мельникова пригласили в штаб «Зенита». Главная команда города переживала едва ли не самый худший этап своей истории, потеряв по итогам чемпионата-1989 место в элите, превратилась в аутсайдера первой лиги. И если бы не распад Советского Союза, «Зенит» опустился бы еще ниже.

Но в 1992-м клуб включили в число 20 участников высшей лиги первого чемпионата России. Перспектива была одна – борьба за выживание. Юрий Андреевич Морозов, тренировавший зенитовцев в 1991-м, поняв, что клуб никому в Питере не нужен, уехал в Эмираты, где ему предложили контракт с клубом «Шарджа». Своим преемником Морозов порекомендовал Мельникова.

О трех годах на посту главного тренера «Зенита», а дольше него за последние двадцать лет возглавлял команду лишь Властимил Петржела, Вячеслав Михайлович вспоминает с грустью: «Ну о каком спортивном результате можно было говорить, когда в команде просто не было денег! Каким-то чудом находили средства на форму, питание, поездки. У нас ведь просто некому было играть. Те футболисты из чемпионского состава, кто по возрасту еще мог бы нам помочь – Бирюков, Ларионов, Долгополов, Степанов, Афанасьев, Баранник, Желудков, Чухлов – все уехали на заработки в Финляндию или еще куда. Перед самым началом чемпионата 1992 года в ЦСКА ушел Денис Машкарин, который был у нас лучшим защитником, вокруг которого строилась игра в обороне. Кто остался – мальчишки 18–19, максимум 20 лет».

Правда, эти мальчишки в 1991-м выиграли последний чемпионат СССР среди юношеских (1973–74 г.р.) команд клубов высшей и первой лиги, опередив сверстников из ЦСКА и киевского «Динамо». Питерские болельщики заучивали новые имена – Максим Боков, Игорь Зазулин, Олег Дмитриев, Юрий Мамонтьев. Были и ребята чуть постарше – Владимир Кулик, Алексей Наумов, Артур Белоцерковец, прошедшие хорошую школу в «Кировце», более опытные Сергей Варфоломеев и Николай Усачев. Усилил команду вратарь Андрей Мананников, пришедший из душанбинского «Памира».

По ходу сезона-1992 «Зенит» потерпел немало горьких поражений, но к финишному отрезку стал выглядеть вполне конкурентоспособным. Верилось, что ребята, обыгравшие «Спартак» (2:0) и «Торпедо» в Москве (2:1), сумеют сохранить место в высшей лиге. Все решилось в последнем туре – «Зенит» должен был побеждать в Камышине «Текстильщик». Волжане, которым было ничего не нужно, сопротивлялись изо всех сил и отстояли ничью – 0:0. Говорят, что камышинцев стимулировали динамовцы Ставрополя, ведь благодаря этой ничьей южане, набравшие столько же очков, что и петербуржцы, опередили их в итоговой таблице.

Сезон-1993 пришлось начать в первой лиге. Цель была одна – вернуться в класс сильнейших. «Зенит» считали фаворитом турнира, ведь в команде выступали игроки молодежной и юношеской сборных России. В начале года Зазулин и Боков участвовали в чемпионате мира среди юниоров (не старше 20 лет), на котором сборная России вышла в четвертьфинал (в 1995-м россияне не вышли из группы, а все остальные турниры вообще пропустили).

И зенитовцы порадовали в том году во многих матчах. Чего стоит хотя бы серия из 10 (!) побед подряд. Но решить задачу не удалось.

Слово Вячеславу Мельникову: «По игре мы были достойны первого места в турнире. „Лада“, за которой стоял автогигант, просто „перебила“ нас деньгами. Люди из Тольятти ездили за нами во все города и предлагали соперникам буквально мешки денег. Но все равно, будь в «Зените» хотя бы 15 игроков „основы“, а не 12–13, то, несмотря на все финансы „Лады“, мы бы заняли первое место. Но как раз в матче с „Ладой“ „сломали“ Олега Дмитриева, а он был настоящим лидером команды».

В 1994-м состав команды удалось сохранить, хотя у ее лидеров хватало предложений. А вот отыграть второй сезон с тем же настроем на голом энтузиазме не получилось – 13-е место. В конце года в «Зенит» возвращается Павел Федорович Садырин. «Под него» городские власти выделяют деньги (и немалые), он формирует фактически новую команду, пригласив 13 футболистов. Поработать вместе Садырин бывшему подопечному не предложил, и тот уехал в родное Павлово-на-Оке.

Потом было возвращение в «Зенит» на должность начальника команды, затем работа с дублерами. В 2002-м резервисты заняли призовое место, а в 2003-м в критический момент Петржела взял в «основу» шесть подопечных Мельникова. Излишне напоминать о том, какой вклад в завоевание серебряных наград внесли Владимир Быстров, Игорь Денисов, Олег Власов, Константин Лобов, Андрей Николаев и Дмитрий Макаров. Мельникову же медали не вручили, сказали, что не полагается.

И он ушел из клуба, тренировал ставший самостоятельным «Зенит-2», а два последних года возглавлял новокузнецкий клуб, опираясь на питерских ребят. Полагаю, что в карьере тренера Мельникова точка еще не поставлена.

Досье «90 минут».

Вячеслав Михайлович Мельников
Родился 7 марта 1954 года в городе Павлово-на-Оке Горьковской области.
Полузащитник.
Выступал за команды «Торпедо» (Павлово-на-Оке) – 1971, «Волга» (Горький) – 1972–1975, «Зенит» (Ленинград) – 1976–1986. В чемпионатах СССР сыграл 259 матчей, забил 30 мячей.
Чемпион СССР 1984, бронзовый призер чемпионата СССР 1980. Обладатель «Кубка сезона» (Суперкубка СССР) 1985. Финалист Кубка СССР 1984. Выступал за олимпийскую сборную СССР (3 официальных матча).
Тренер СДЮШОР «Зенит» – 1987, 1990 (до июня). Тренер «Зенита» с июля 1990-го по март 1992-го. Главный тренер «Зенита» – с марта 1992-го по декабрь 1994-го, «Торпедо» (Павлово-на-Оке) – 1995–1996, «Газовика-Газпром» (Ижевск) – с марта по май 1998-го. Начальник команды «Зенит» – 1997–2000 (с перерывом). Главный тренер дубля «Зенита» – 2001–2003, «Зенита-2» – 2004–2005, «Металлурга-Кузбасс» (Новокузнецк) – 2006–2007 (по сентябрь).

Михаил Григорьев

Автор: 653038