На концерте в честь 27-летия Ленинградского рок-клуба выступила группа "Странные игры"

На концерте в честь 27-летия Ленинградского рок-клуба выступила группа "Странные игры"

В среду в Манеже Кадетского корпуса состоялся концерт, посвященный 27-й годовщине Ленинградского рок-клуба. Хотя группа Странные игры были лишь одними из участников, многие явились посмотреть именно на легендарную группу 1980-х.

В среду в Манеже Кадетского корпуса состоялся концерт, посвященный 27-й годовщине Ленинградского рок-клуба. Хотя группа Странные игры были лишь одними из участников, многие явились посмотреть именно на легендарную группу 1980-х. Хорошо забытые старые песни действительно звучали как новые. Старички мандражируют , - сообщали побывавшие за кулисами. Хотя на концерте старичков хватало, ни у кого не возникало сомнений, кто именно мандражирует, пишет Коммерсант . У них и вправду был повод поволноваться. О том, что в Манеже будут выступать Странные игры , на афише сообщали маленькие буквы под именами хедлайнеров - Чиж и Компании и Сплина . В начале 1980-х Странные игры были одной из самых необычных корневых групп Ленинградского рок-клуба. Им удалось удачно абстрагироваться от основной массы коллективов, не слишком заморачиваясь в песнях с бытовухой и заменив привычные протесты милым абсурдом. Вроде бы песни были и о жизни, но тексты, заимствованные у французских поэтов, Даниила Хармса или Козьмы Пруткова и по наитию наложенные на подобие русского ска новой волны, превращали все в ироничный и симпатичный музыкальный перформанс. Группа за славой особенно не гонялась и, выпустив два альбома - Метаморфозы (1983) и Смотри в оба (1985), распалась на Игры и АВИА . Впоследствии участников Игр в разных комбинациях можно было видеть в НОМе и Deadушках . Однако Виктор Сологуб, Алексей Рахов и Николай Гусев никогда себе не изменяли - каждая из групп, в которых они участвовали, была штучным товаром и в динозавров от рока ни одна из них не превратилась. Оригинальность в их случае всегда была более приоритетной, чем массовки по дворцам спорта. Как оказалось, Странные игры и сейчас нельзя соотнести ни с одной действующей группой, а ведь вместе они не выступали уже больше десяти лет, превратившись в небольшую, но красивую местную легенду. Самой большой интригой было время выступления Странных игр : по слухам, их должны были поставить между хедлайнерами. Все оказалось немного не так - до абсурдистского ска народу все-таки пришлось послушать Чижа и Ко . Им действительно было немного не по себе. Саксофонист Алексей Рахов, появившись на сцене, тут же куда-то исчез и вернулся буквально на первых нотах вступления к первой песне, а Виктор Сологуб метался туда-сюда, проверяя и перепроверяя аппаратуру. Самым смущенным выглядел его старший брат Григорий, который после распада Игр и вовсе предпочитал нигде не светиться. Он неловко отпихивал локтем председателя рок-клуба Николая Михайлова, требовавшего, чтобы тот что-нибудь сказал в микрофон, и осматривал свою гитару так, будто ожидал от нее какого-то подвоха. Спокойствие и даже благодушие излучал только клавишник Николай Гусев. Началось выступление с древнего Эгоцентризма . На перекрестке себя поджидал я! Чтобы себя самого напугать! - расплескивая пиво, заорали в публике серьезные мужики. Старики благоговели, молодежь просто отрывалась. Особого шоу Странные игры не устраивали: возраст, видимо, уже не тот. Только порывистый Сологуб-младший, которому в любом проекте всегда было трудно удержаться на месте, прыгал по сцене с бас-гитарой наперевес. При относительной внешней статичности, Странные игры выдали такой плотный звук, что если бы не знакомые песни, можно было подумать, что играет совсем другая группа. Самое удивительное: песни 25-летней давности не выглядели реликтовым барахлом. Да, в соответствии с названием группы они были странными, но на фоне тех же хиппанутых блюзов Сергея Чигракова звучали свежо и вполне современно. Связка из басиста Виктора Сологуба и барабанщика Игоря Черидника, который некогда играл в Играх и Аукцыоне , молотила так, что мало не показалось бы и молодым музыкантам, и в известной степени компенсировала суховатый звук гитары Григория Сологуба. За нормативные сорок пять минут прозвучали все главные вещи: Солипсизм , Королева , Песенка да-да с милитаристским ритмом, Смотри в оба . В мире такой концерт мог бы стать весьма раскрученным событием с пережевыванием истории группы в глянцевых журналах и внушительными гонорарами, денежными предложениями и прочими обязательными для таких случаев вещами. Но, возможно, тихое возвращение Странных игр - это и к лучшему. Появились, сыграли, будто никуда и не уходили, - и снова исчезли. Солипсизм, однако. Бессменный президент рок-клуба Николай Михайлов оценивает концерт как напоминание друг другу о том, что мы еще существуем . Это ностальгический праздник для друзей, пусть и широкого их круга. СПРАВКА: Пионеры новой волны на советской рок-сцене, Странные Игры стали, возможно, первой в истории нашего рока группой, попытавшейся создать в своих концертных программах законченный аудиовизуальный образ, который увязывал воедино все от музыки и текстов до сценического движения, костюмов, света и конферанса, пишет www.blatata.com . Основателем Странных Игр был гитарист и певец Александр Давыдов, музыкальная биография которого началась в студенческих группах середины 70-х случайные проекты и джемы сводили его на одной сцене с А. Ляпиным, Б. Аксеновым, С. Даниловым и Н. Куликовских, пока в 1979 г. он не познакомился с Виктором Сологубом, тогда гитаристом группы Верхний Бьеф . Вдвоем они начали искать музыкантов и пробовать себя в различных амплуа, участвовали в Тартуском рок-фестивале 1980 г., дали несколько концертов дома и, так и не придумав названия своей группе, оказались у разбитого корыта летом 1930 г. (Из участников этого состава позднее успеха добились В. Сайко ныне Форум и С. Перминов Ч. П. .) Весь следующий год прошел в репетициях. К ноябрю 1981 г. Давыдов наконец нашел достойных партнеров в лице Виктора (бас, вокал) и Григория (гитара, вокал) Сологубов, Алексея Рахова (саксофон) и Николая Куликовских (клавишные). Перебрав ряд барабанщиков, они остановились на универсальном Александре Кондрашкине ( Аквариум , Тамбурин , Пикник ) и стали Странными Играми . Впервые группа заявила о себе в марте 1982 г., когда, выступая перед именитым Аквариумом , поразила аудиторию нетрадиционным звучанием и экстравагантным имиджем. Одной из важнейших причин их успеха было то, что, взяв на вооружение ритмомелодические формулы нью-уэйв (ска, реггей, панк-рок), Странные Игры соотнесли их с органически продуманным образом и манерой поведения. Тексты к своим песням участники Странных Игр вопреки традиционной для ленинградского рока авторской концепции заимствовали в сборниках французской поэзии начала и середины века или у мастеров шансона. С приходом в октябре 1982 г. второго клавишника Николая Гусева (экс- Аргонавты , Барокко ) формирование состава Странных Игр завершилось и группа начала активно выступать. Состоялись первые гастроли в Москве; вышел записанный А. Тропилло альбом Метаморфозы . На I фестивале Рок-клуба группа заняла третье место. В апреле 1984 г. А. Давыдов и Н. Куликовских покинули Странные Игры по причине творческих разногласий и занялись реализацией сольных программ. К сожалению, планам Александра Давыдова было не суждено сбыться: в июне 1984 г. он умер от сердечного приступа. Выступление Странных Игр на Фестивале-84 оказалось неровным, однако к следующему году музыканты собрались с духом и снова стали лауреатами. К этому времени в составе С. И. появился тромбонист Николай Ольшевский, а на основе группы возникло дочернее предприятие ансамбль рок-н-ролл-возрождения Стандарт (включавший всех членов Странных Игр минус В. Сологуб и плюс контрабасист Илья Нарет). После III Рок-фестиваля участники Странных Игр пришли к решению прекратить совместную деятельность слишком различными были их взгляды на будущее группы. Рахов, Кондрашкин и Гусев после недолгого альянса с Мануфактурой дебютировали как АВИА , а братья Сологубы на следующем фестивале выступали уже как Игры . Н. Куликовских в 1987 г. вернулся на сцену с группой Пластполумер (с 1989 г. Бесполезные Советы ), в которой пытается воплотить многие идеи, не получившие воплощения в период существования Странных Игр . Магнитоальбомы: Метаморфозы (1984), Смотри в оба (1986), Пластинки: Red Wave 6 песен ( Big Time Records . США. 1986), Смотри в оба (ВФГ Мелодия 1988), Метаморфозы ( Эрио , Москва, 1991).