Будет ли у нас бум IT?

Будет ли у нас бум IT?

Наступление на Азию Бум информационных технологий (IT) – ярко выраженная тенденция нашего времени. Как утверждают аналитики, за последний год количество только совершеннолетних Интернет-пользователей выросло в мире на 10,4% и достигло 824,4 млн человек.

Наступление на Азию

Бум информационных технологий (IT) – ярко выраженная тенденция нашего времени. Как утверждают аналитики, за последний год количество только совершеннолетних Интернет-пользователей выросло в мире на 10,4% и достигло 824,4 млн человек. Причем самая крупная Интернет-аудитория находится в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Количество пользователей за год выросло там почти на 14% и достигло 308,8 млн человек.

Рост выше среднемирового также отмечен в Латинской Америке (16,6%) и Африке (20,2%). В то же время в Северной Америке и Европе рост был довольно скромным – 5,7% и 6,8%, соответственно. Аналитики подчеркивают, что 21% Интернет-пользователей проживают в США, но рост и здесь существенно замедлился. В России по состоянию на конец 2007 года было 35 млн пользователей Интернета (рост за год составил 45%), а к концу 2008 года количество «приобщенных» может достигнуть 46 млн человек.

По общему количеству пользователей на первое место в мире вышел Китай. Только одна известная китайская площадка для он-лайн-торговли Alibaba.com, предназначенная для малого и среднего бизнеса, заработала в прошлом году 136,65 млн долларов. Общее количество зарегистрированных клиентов портала за год увеличилось почти на 40% – до 27,6 млн. При этом около 72% финансовых поступлений компании обеспечил международный рынок.

Вслед за компаниями Google и Dell, которые планируют мощную экспансию в Азию, то же самое собираются сделать и другие игроки IT-рынка. У многих вызывает интерес Китай. К примеру, та же Dell объявила о приобретении здесь комплектующих на сумму 23 млрд долларов в 2008 году (в 2007 году на эти цели было потрачено 18 млрд долларов, а в 2009 году планируется вложить уже 29 млрд долларов). По предварительным подсчетам, за три года (с 2007-го по 2009-й) объем закупок компанией китайских комплектующих составит 70 млрд долларов.

К слову, чистая прибыль компании Dell в IV квартале 2007 года снизилась на 4,6%. По мнению аналитиков, данное снижение является показателем неблагоприятной ситуации в экономике США, слабого доллара и низких покупательских тенденций в Соединенных Штатах. Для снижения убытков компания намерена активно вкладываться в азиатский бизнес, где пользователи, особенно в банковском и розничном секторе, не жалеют денег на IТ. По всей видимости, этому примеру последуют и другие игроки рынка.

Америку начинают бояться

Использование компьютеров для хранения, передачи и получения информации распространяется небывалыми темпами – и для личных нужд, и в экономической сфере. Такие процессы, как развитие малого и среднего бизнеса, укрупнение предприятий, увеличение объема цифровых данных, требуют новых решений в области IT-технологий. В выигрыше окажется тот производитель, который позаботится о повышении производительности и надежности IT-продуктов и в то же время – о сокращении времени и затрат, необходимых для их обслуживания. Вот почему в последнее время компьютерный рынок (в основном американский и европейский) пополняется всевозможными ноу-хау.

Этого пока не скажешь об азиатских регионах. Поэтому у международных корпораций появляется к ним естественный интерес. А на фоне кризисных явлений в экономике США этот рынок становится еще более «подогретым». Эксперты уверены, что такие компании, как Dell, Hewlett-Packard, Cisco, могут значительно пострадать от американского кризиса. В особенности это может коснуться тех, чье производство сосредоточено непосредственно в Соединенных Штатах.

Недавно на конференции «Обзор технологий и решений корпорации Dell» в Петербурге компания представила новые серверы, системы хранения, ноутбуки и т. д. В России заказчиками оборудования являются как крупные компании, так и небольшие предприятия. Эксперты российского представительства компании подчеркивают возрастающий интерес IT-индустрии к Северо-Западному региону РФ и, в частности, к Петербургу. Здесь им видятся «тенденции развития экономики», хотя о конкретных инвестиционных планах они пока умалчивают.

Представители компании поясняют, что сейчас идет этап развития партнерской сети, следующим будет региональное развитие в регионах БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай). Со стороны потенциальных партнеров интерес стимулируется по трем направлениям – корпоративные продукты, малый и средний бизнес, розница. Продукцией компании уже пользуются достаточно известные российские информационные ресурсы.

Спасение – в инновациях

Как утверждают эксперты, одной из негативных сторон информационного рынка является то, что конкурентоспособность производителей парадоксально снижается по мере развития самих IT-технологий. Это надо понимать так: 70% бюджета IT-компании тратят на сохранение рабочей структуры (как говорится, «чтобы все лампочки мигали») и только 30% – на нововведения. Однако наиболее продвинутые производители уже готовы начать оптимизацию и перенаправить излишне раздутые траты на структуру в инновации. Это могут быть, к примеру, ноутбуки повышенной прочности для работы в экстремальных условиях (необходимые военным, строителям, аварийным службам, полиции). Или поиск альтернативных, экологически безопасных материалов в противовес использующимся сейчас в персональных компьютерах бромированным огнестойким добавкам и поливинилхлориду.

Поскольку рост мировой аудитории происходит сегодня во многом за счет пользователей из развивающихся стран, он зависит от инвестиций в сферу образования, общего роста экономик и благосостояния населения, то есть от важнейших макроэкономических параметров. Соответственно, массовый приход IT-технологий на отечественный рынок может спровоцировать всплеск развития в том числе отстающих отраслей российской экономики.

Впрочем, ряд экспертов пророчат России пессимистический сценарий (если в сфере IT не произойдет качественных изменений). Главным тормозом развития этих технологий в РФ являются высокие тарифы на пользование Интернетом. Особенно тормозят развитие «помегабайтные» расценки. Если изменений и снижения цен не произойдет, то рост числа пользователей в РФ может серьезно замедлиться. Однако точных прогнозов на этот счет пока ни у кого нет.