18 000 кв. м на Олимпе

18 000 кв. м на Олимпе

Сад, который занимает квартал практически площадью 30 тыс. кв. метров в центре города между Клинским, Московским, Малодетскосельским проспектами и Батайским переулком, был разбит в 40-е годы ХХ века.

Сад, который занимает квартал практически площадью 30 тыс. кв. метров в центре города между Клинским, Московским, Малодетскосельским проспектами и Батайским переулком, был разбит в 40-е годы ХХ века. Прежде здесь находились Клинский рынок и кинотеатр «Олимпия», которые сгорели в военном 1942-м.

Первое свое название сад получил, о чем сегодня мало кто знает, в честь писателя Александра Грибоедова. Он был распланирован весьма традиционно: главная площадь с эстрадой посередине, от которой в разные стороны тянутся прямые и извилистые аллеи. Отличительной особенностью стала художественная металлическая ограда с каменными резными столбами (по проекту архитекторов Валентина Каменского и Галины Ашрапян).

Имя Грибоедова почему-то к саду не приросло, местные жители всегда называли его «Олимпией». Когда-то по воскресеньям и праздникам в саду играла духовая музыка, гуляли пары и мамы баюкали в колясках юных ленинградцев – будущих петербуржцев... Пришли перестроечные времена – и в чью-то голову закралась мысль перестроить опустевшую и обветшавшую эстраду в павильон: тут собирались устроить не то дом природы, не то какие-то кружки для окрестных детей; потом объявили, что музей олимпийского движения. И никто против этого не возражал – все для людей. А в результате был построен и в 2003 году открыт магазин. И вот тут уже граждане и СМИ возмутились. И это возмущение дошло до властей. Весной 2004 года на совещании в Смольном по этому поводу разразился скандал. Правительство города объявило, что намерено до конца 2004 года убрать магазин «М.Видео» за пределы городского сада!..

Как говорится, скоро сказка сказывается. Не сегодня завтра к «Олимпии» потянутся автомобили с чемоданами и приезжими. Добро пожаловать в гостиницу, которую возвели на месте детского сада! Детсад № 156, выходящий фасадом в Батайский переулок, был построен еще в первые годы советской власти. Но в последние годы Советов детей в районе заметно поубавилось, а о светлой демографической перспективе никто не подумал. Детсад закрыли, а здание передали новому собственнику – разумеется, не государственному, а частному. Тот перепродал участок финнам.

Когда вокруг садика местные жители увидели забор, они не могли поверить своим глазам: «Как можно строить в саду, который показан на всех картах зеленым «рекреационным» цветом?».

Несмотря на протесты горожан и обращения во всевозможные инстанции, советский детский сад разобрали по камешкам и начали рыть котлован, а затем и сваи вбивать. Проект нового гостиничного здания, которому дали четыре звезды, уникален в своем роде: при строительстве по максимуму использована и территория, и пространство, какое только позволяет сегодня высотный регламент. Его общая площадь – 18 тыс. кв. метров.

Увы, архитектура этой постройки, по моему сугубо личному мнению, просто никакая. Ощущение, что здесь когда-то стоял заводской корпус, который затянули панелями и остеклили. Я обошел здание со всех сторон, но так и не понял, где у него главный фасад. Не случайно же эту гостиницу петербургские знатоки уже занесли в так называемую черную книгу.

А что думают люди, у которых под носом отгрохали эту высотку?

«Вы посмотрите, какие вокруг здания: в Батайском переулке – доходные дома, на Клинском проспекте – табачная фабрика, построенная во второй половине XIX века. И тут... этот ужас! – недоумевает Татьяна Ивановна, которая живет неподалеку. – Тут все в шоке. Я бы на месте чиновников дождалась завершения строительных работ, а потом заставила снести этот «шедевр». Неужто никто не понимает, что строить такие дома в Петербурге нелепость? Я уж не говорю о том, что от сада «Олимпия» остались рожки да ножки...»

После этой садовой истории все разговоры чиновников и депутатов о «зеленых насаждениях общего пользования» (так называемый закон О ЗНОП) действительно способны вызвать у петербуржцев лишь нервный озноб.