Атомный неледокол

Атомный неледокол

Вопрос об автономных источниках энергии для отдаленных регионов действительно актуален. Острее его делают высокие цены на углеводородное топливо.

Вопрос об автономных источниках энергии для отдаленных регионов действительно актуален. Острее его делают высокие цены на углеводородное топливо. Эксперты утверждают, что себестоимость киловатт-часа электроэнергии, полученного с плавучей АЭС, составит около четырех центов. Это примерно в три раза ниже, чем при строительстве стационарной атомной станции.

Еще одно несомненное преимущество атомной новинки – ее мобильность. ПАЭС могут быть «заякорены» в любом прибрежном районе. Кроме того, ПАЭС могут производить не только электричество, но и давать тепло, а также превращать морскую воду в пресную. При этом способны эксплуатироваться без перезагрузки топлива в течение 12 – 15 лет. Проектом заинтересовались во многих странах мира – уже планируется постройка таких АЭС для южных стран, где актуальна в первую очередь проблема получения пресной воды.

Идея строительства мобильных АЭС витала в умах уже давно. По сути, плавучая АЭС – близкая родственница атомного ледокола или атомной подводной лодки. Разница между ними заключается лишь в том, что и подлодка и ледокол атомную энергию вырабатывают и расходуют исключительно для собственных нужд, а плавучая АЭС энергию станет поставлять на берег.

Впервые такая идея возникла в США больше сорока лет назад. В 1961 году американская компания Offshore Power Systems даже начала строить плавучую АЭС под названием Sturgis с мощностью 45 мегаватт. К началу 1980-х в США планировалось построить восемь подобных ПАЭС общей мощностью 1150 мегаватт.

Но уже в 1976 году первая и единственная из построенных в США плавучая АЭС была выведена из эксплуатации. Причин было две: соображения безопасности и абсолютная экономическая неэффективность. Свою роль сыграли и протесты, причем не только общественности, но и местных властей – никого не вдохновила перспектива иметь у себя под боком на якоре подобное атомное электрочудо. В результате 180 млн долларов (в ценах 60-х годов прошлого века), вложенных в американский проект плавучих АЭС, ушли в никуда.

В российском проекте разработчиком документации и генеральным подрядчиком стало ФГУП ОКБМ (Нижний Новгород). Судно-платформу строит Балтийский завод. На волгоградском заводе «Баррикада» изготовят гидрокамеру, корпуса фильтров первого контура и емкости для запасов воды. А корпус реактора для электростанции будет отлит и собран под Петербургом в цехах Ижорских заводов.

В настоящее время уже отлиты несколько колец обечайки (обечайка – внешняя оболочка реактора, металлическая капсула со стенками толщиной несколько десятков сантиметров). Размеры «сердца» плавучей АЭС, безусловно, не сравнить с габаритами реактора стационарной атомной электростанции. Оно гораздо ближе к дальним плавучим родственникам – ледоколу и подводной лодке. Однако мощность реактора такой станции должна быть в разы выше, чем на ледоколе.

Фактически плавучая АЭС – это несамоходная баржа с экипажем из 69 человек. Длина судна составит 144 метра, ширина – 30 метров, водоизмещение – 21,5 тыс. тонн. На той же барже будут установлены два реактора КЛТ-40С, чтобы иметь запас мощности и гарантии взаимозаменяемости. Такие реакторы уже зарекомендовали себя в условиях Севера. Для охлаждения будет использоваться забортная вода, причем тепловая энергия пойдет также на берег – для отопления зданий береговой инфраструктуры. Избыток теплоносителя будет сбрасываться за борт, что уменьшит для судна опасность быть затертым льдами.

Однако, несмотря на все плюсы проекта, есть вопрос, который волнует многих. Вопрос этот касается экологии. Безусловно, новейшие разработки должны предотвратить любую самую невероятную опасность заражения. Проектировщики реактора убеждают, что он абсолютно безопасен и надежен. Но то ли иррациональный ужас перед не до конца еще изученными свойствами атомной энергии, то ли беспокойство тех, кто знает про «русский авось», то ли призрак Чернобыля до сих пор внушают опасения многим.