Малоэтажная Финляндия

Малоэтажная Финляндия

Город без небоскребов Сможет ли какая-нибудь крупная компания, посулив городу большие деньги в виде налоговых отчислений, построить в Хельсинки небоскреб?

Город без небоскребов

Сможет ли какая-нибудь крупная компания, посулив городу большие деньги в виде налоговых отчислений, построить в Хельсинки небоскреб? На этот наш вопрос архитектор департамента планирования мэрии столицы Суоми Дуглас Гордон ответил почти моментально: «Нашей самой богатой фирме «Нокиа» башня вовсе не нужна». «Ну а если все же придет кто-то еще более богатый?» – не унимались мы. «Нет, в Хельсинки, где почти вся земля принадлежит городу, подобное категорически невозможно. Вот в соседнем Эспоо, где она находится в частной собственности, могли бы, вероятно, при определенных условиях и согласиться на подобное предложение. А у нас – нет и нет».

Дело тут, очевидно, не только и не столько в земельных отношениях. И даже не в отсутствии «высотных амбиций» у финских фирм-налогоплательщиков. Просто, как мы наглядно убедились, в столице Финляндии, где градостроительное планирование давно возведено в ранг серьезной городской политики, власти в принципе не склонны к многоэтажной жилой застройке. Вот, к примеру, сейчас здесь формируется сразу несколько морских фасадов, и ни в одном из них местные архитекторы не хотят повторять силуэт Манхэттена или хотя бы западной оконечности нашего Васильевского острова с его высотками.

В одном из таких микрорайонов – Херттониеми метрах в 150 от береговой линии по набережной расположены четырехэтажные дома. Перед ними – благоустроенный общедоступный пляж. Горожане загорают на песке, мимо проплывает небольшая яхта, а рядом, ничуть ее не пугаясь, на волнах покачивается белый лебедь. Идиллия, да и только!

Побывали мы и в другом приморском пригороде финской столицы под названием Солнечный залив. Здесь набережная застраивается шестиэтажными домами. Обращает на себя внимание устройство внутренних дворов с вымощенными плиткой дорожками, со стенами, украшенными авангардным, но отнюдь не вычурным архитектурным декором. Кругом цветущие рябинки и молодые сосенки, которые, как известно, могут расти только на свежем, не отравленном выхлопными газами воздухе. Вдоль наружных линий домов, образующих улицу, устроены автомобильные парковки, но не сплошные, которые неизбежно бы изуродовали фасады, а разряженные деревьями.

Зеленая страна

Вообще зелени в Хельсинки невероятно много. В департаменте планирования применяется не знакомый нам норматив количества ее квадратных метров на душу населения (в Петербурге, согласно принятому недавно закону, – 6 кв. м), а иной показатель. Как рассказал Д. Гордон, сегодня здесь каждый горожанин проживает не далее как в 400 метрах от залива или же от какого-нибудь зеленого «пятна». А «пятна» эти, повторяю, повсюду – в виде садов, скверов, перелесков, лесопарков.

Отдельные районы Хельсинки напоминают типичную деревню: двух- или трехэтажные дома, между которыми буйно цветет сирень. И минимум автомобилей. Как правило, поблизости проложена ветка метро, в пригородах чаще всего оно выходит на поверхность и двигается при этом с минимальным шумом. Неплохо бы позаимствовать этот опыт строителям будущих трасс питерского надземного экспресса, который еще на стадии проектирования уже вызывает аллергию у жителей домов, близ которых намечается прокладывать трассу.

Есть и другой вариант сообщения – трамвай с узкой рельсовой колеей. В том и в другом случае поездка до центра столицы займет максимум 20 минут. Вообще же, как рассказал Дуглас Гордон, 72 процента горожан в Хельсинки пользуются общественным транспортом. И не потому, что не располагают средствами на покупку автомобиля. Просто так удобнее ездить домой и на работу. Ну а пробок, подобных питерским, на улицах финской столицы практически не увидишь.

Показательна история одного из кварталов. Он застраивался трехэтажными деревянными домами еще в 1920-х годах. Много позже дома эти были капитально реконструированы, в них появились канализация, центральное отопление, все иные городские элементарные блага. Но стены при этом остались старыми – в ходе реновации не снесли ни одного дома!

Как стало ясно из комментариев Д. Гордона, в финской столице при развитии застроенных территорий в принципе не принято использовать бульдозеры. Термин «уплотнительная застройка», наделавший столько шуму на берегах Невы, прозвучал и в ходе наших экскурсий по Хельсинки. Но как же разительно отличаются подходы финских градостроителей от подходов наших! В одном из микрорайонов Хельсинки недавно вырос целый квартал малоэтажных домов, которые вытянулись, образуя улицу, в виде полуподковы и тем самым весьма деликатно как бы отгородились от пятиэтажек, выстроенных по соседству в прежние годы. Никто никому не мешает, никто ни от кого не заслоняет солнце, не формирует пресловутые дворы-колодцы.

Просто и со вкусом

Похожих друг на друга коттеджей и таун-хаузов в финской столице найти категорически невозможно. Всюду господствуют предельно простые архитектурные формы, которые нигде, однако, не повторяются. Экологически чистый район Виикки, выросший буквально среди полей бывшего сельскохозяйственного полигона, при всем желании не спутаешь с кварталами элитной Арабии. Застройку Яблочного холма, где малоэтажные строения удивительно органично вплетены в неровный рельеф местности, не сравнить с домами района Пикку-Хуопалахти. Словом, для петербургских архитекторов знакомство с опытом их финских коллег было полезным. «Эмоционально очень вдохновился всем, что нам показали, – сказал мне руководитель архитектурной мастерской Владимир Цехомский. – Привлекает прежде всего простота и прагматичность использованных конструктивных решений, умение авторов вписать свои дома в окружающую природу».

В самом деле, посещая кварталы малоэтажной застройки, видишь, насколько органично сочетаются эти постройки с валунами, которые оставил древний ледник, с холмистым характером самой местности. А деревья, по большей части сосны, ели и березы, в таких микрорайонах и сажать не надо: их просто оставляют отдельными островками, строго соблюдая, очевидно, вышеупомянутый норматив.

Дума о Петербурге

Разумеется, сравнивать остроту жилищных проблем в 4.5-миллионном мегаполисе Санкт-Петербурге с его злополучными коммуналками, обилием аварийных и ветхих домов и в Хельсинки, где проживают всего лишь 565 тысяч горожан, трудно, да, собственно, и незачем. Никто не собирается оспаривать появление на невских берегах новых жилых высоток с современными квартирами, сооружаемых в том числе и за счет городского бюджета. Они ведь и призваны способствовать реализации программ расселения коммунальных квартир, предоставления доступного жилья бюджетникам, молодежи и т. д. Но развитие малоэтажной застройки представляется перспективным для пригородных районов северной столицы. И вот здесь-то опыт финских коллег может оказаться для питерских градостроителей вовсе не бесполезным.

Кстати, финны, по мнению Дугласа Гордона, на практике доказали, что при плотном малоэтажном строительстве можно обеспечить такой же процент застройки, как при свободной планировке каменных многоквартирных жилых районов. А поскольку Хельсинки сегодня развивается очень динамично, давая полтора процента прироста населения в год (в основном, разумеется, за счет мигрантов), то проблемы обеспечения горожан жильем, рационального использования городских территорий под жилую застройку существуют и здесь. И, как мы убедились, они достаточно успешно решаются.

Как пояснил наш профессиональный гид, в тех районах, где побывала наша группа, достаточно много социальных, то есть построенных за счет городского бюджета, домов. Квартиры в них люди получают благодаря развитой системе жилищного кредитования. Есть различные схемы социального найма: к примеру, выплатив взнос в размере 15-процентной стоимости жилья, семья затем может арендовать его по символической цене 10 долларов за квадратный метр. Впрочем, это уже несколько другая, особая, тема.

Спроси предложение

Для ИСГ «Норманн» опыт финских строителей и девелоперов представляется особенно полезным. Как раз сейчас объявлен конкурс на комплексное освоение участка 7,8 га в Коломягах. «Мы взяли этот участок в аренду у КУГИ, и для нас это будет первой пробой в сфере малоэтажной застройки», – пояснил директор по развитию Антон Пчелин. До сих пор, по его словам, «Норманн» занимался сооружением высотных жилых домов: 17-этажная «Невская вертикаль» на улице Латышских Стрелков, «Два капитана» на Ленинском проспекте. А теперь вот решили попробовать свои силы и возможности в принципиально ином градостроительном стиле.

Что ж, как показывают данные маркетинговых исследований, перспективы малоэтажного жилья становятся в Петербурге все популярнее: до 13 процентов потенциальных собственников жилья предпочли бы сегодня иметь свой коттедж или таун-хауз в городской черте, если бы его цена была сопоставима с ценой 3 – 4-комнатной квартиры в доме повышенной комфортности. А раз так, то учиться реальным результатам финских коллег самое время.

...Проезжая по улицам Хельсинки, нельзя не обратить внимание на прочность естественных фундаментов тамошних зданий. Не секрет, что вся финская столица стоит на прочном гранитном плато. И в огромном, многометровой глубины котловане будущего уникального концертного зала, который начали строить прямо в центре – за памятником Маннергейму, видно, как экскаваторы наполняют самосвалы гранитными осколками. Это тебе не плывуны под нашей Мариинкой-2!

Но вот на таких благодатных естественных подложках принципиально не строят финны никаких небоскребов. Тут господствуют явно другие архитектурные стили и нормы, наиболее созвучные своеобразию северной природы и умеренным вкусам самих горожан, их желанию жить не в каменных джунглях, а в экономичной, комфортной и, по возможности, экологически чистой среде обитания.

Хельсинки – Эспоо – Санкт-Петербург