Золото Гипербореи

Золото Гипербореи

Подводные флаги В прошлом году группа депутатов-подводников установила флаг России на дне Северного Ледовитого океана. Официально это – как было заявлено миру – восстановление прав России на Арктику и ее природные запасы.

Подводные флаги

В прошлом году группа депутатов-подводников установила флаг России на дне Северного Ледовитого океана. Официально это – как было заявлено миру – восстановление прав России на Арктику и ее природные запасы. Увы, де-факто этот флаг не более чем сувенир для будущих поколений, сродни американскому на Луне. В стране снегов и льда юридически все гораздо сложнее.

Подтверждение тому – недавняя статья в газете The Times «Карта Арктики. План, по которому пойдет борьба за нефть». В ней рассказывается о новой карте потенциальных претензий на Арктику со стороны шести северных государств – России, США, Канады, Норвегии, Исландии и Дании (к ее юрисдикции относится Гренландия). Геополитические споры вокруг Арктики до недавнего времени проходили на фоне отсутствия точной оценки того, что же залегает под ее дном. Именно это, а вовсе не бескрайние льды, и есть главный геополитический интерес арктических держав.

Информационный вакуум прорвался 23 июля, когда было опубликовано исследование Геологической службы США (одной из авторитетнейших геологических служб мира). В нем представлены оценки геологов относительно наличия углеводородов в неисследованных областях Арктики. Исследование подтвердило несколько давно известных истин.

Во-первых, регион вовсе не так богат запасами нефти. Неосвоенные залежи «тянут» на 90 млрд баррелей, или 7% доказанных мировых запасов «черного золота». Это эквивалентно нефтяному потенциалу Венесуэлы, но втрое меньше запасов Саудовской Аравии. К тому же нефть разбросана по различным регионам Арктики. Треть залежей находится на Аляске.

Главным же «золотом ледяного моря» является вовсе не нефть, а природный газ. По оценкам американских геологов, в Арктике сосредоточено около 47 млрд кубометров неоткрытых газовых запасов, это примерно 26% от доказанных запасов газа в мире.

Во-вторых, часть Северного Ледовитого океана, на которую претендует Россия, – хребет Ломоносова (равно как и вся центральная часть океана) – увы, практически бесперспективна с точки зрения нефте- и газодобычи. Основная часть запасов сосредоточена в зоне континентального шельфа, причем более 70% перспективных запасов природного газа – всего в трех бассейнах: Западно-Сибирском (40%), Восточно-Баренцевом (19%) и Аляскинском (13%). Наиболее перспективные регионы – Карское море и море Лаптевых. Это приятная новость: оказывается, основная часть «кладовой Арктики» и так уже находится в зоне континентального шельфа России. Согласно Конвенции ООН по морскому праву, шельф этот – полностью наш.

Как отмечают эксперты, у РФ в Арктике есть проблемы посерьезнее, чем подача заявок в ООН на отнесение к нашей юрисдикции глубинных районов Ледовитого океана. Вот уже около 40 лет у нас существует неурегулированный спор с Норвегией по вопросу окончательного определения морских границ в Баренцевом море. Увы, последние раунды переговоров по этой проблеме, состоявшиеся этим летом, показали полное отсутствие прогресса. Между тем спорная зона Баренцева моря, по оценкам, содержит примерно 12 млрд баррелей нефти и газа. Жизненно важно сконцентрироваться на проблеме раздела спорных районов, а вовсе не бегать вокруг раздела мифических «ресурсов» глубоководной Арктики: даже если они там есть, до них еще надо будет добраться.

В трясине разногласий

Российский Север – это не только Арктика, но и Северная Сибирь. Здесь-то территориальных споров нет. Зато есть проблема затянувшегося освоения, что может также привести к нежелательным последствиям. Наибольший сырьевой потенциал у трех нефтегазовых месторождений, находящихся в Якутии и Иркутской области, – это Чаянда, Талакан и Ковыкта. Вместе с прилегающими территориями с их неоцененными и неразведанными запасами, Восточная и Северная Сибирь могут превзойти по своему потенциалу Сибирь Западную. Если, конечно, освоить Арктику и Забайкалье.

За все вышеуказанные месторождения борется «Газпром». Можно было бы сказать, что они уже принадлежат корпорации, но здесь не все так просто. Получение лицензий на десять стратегических месторождений – Чаянду, Киринское и восемь участков недр на Ямале – затормозилось из-за проблем с методикой расчета разового платежа за пользование недрами.

Минприроды РФ имеет свое видение параметров и размеров выплаты этих средств в госбюджет. По министерским расчетам, лицензии стоят 32,7 млрд рублей. Но «Газпром» хотел бы заплатить в несколько раз меньше, да и отсрочить платеж как минимум на... восемь лет.

Сделка по продаже «Газпрому» Ковыктинского месторождения заморожена до полного разрешения конфликта между акционерами нынешнего владельца – компании «ТНК-BP». Напомним, что российские акционеры стремятся разорвать соглашение 2003 года о создании совместного предприятия между «ТНК» («Тюменская нефтяная компания») и ВР (британский концерн British Petroleum). Спор вокруг «ТНК-BP» стал крупнейшим в российской экономике после скандала с «ЮКОСом».

По странному стечению обстоятельств, проблемы у «ЮКОСа» начались аккурат после того, как он анонсировал освоение Талакана и строительство нефтепровода в Китай. Вскоре после ареста Михаила Ходорковского лицензию на Талакан получил «Сургутнефтегаз». Но аналитики уже тогда были уверены в том, что окончательным победителем в Талаканской игре станет «Газпром».

Невзирая на уроки истории, руководсво британской компании подчеркивает, что BP намерена «твердо отстаивать свои интересы» в споре с российскими партнерами и что компанию «не удастся запугать тактикой сильной руки». Цена вопроса возросла после сообщений об открытии рядом с Ковыктинским месторождением новых залежей природного газа. Данный участок может стать как самостоятельным месторождением, так и объединить свои запасы с Ковыктой. По совокупности запасов Талакан – Чаянда – Ковыкта значительно превышают нефтегазовый потенциал российского арктического шельфа.

Кроме того, себестоимость добычи нефти и газа на суше с учетом транспортной составляющей существенно ниже аналогичного показателя для морской добычи в ледяной Арктике. Да и потребитель ковыктинско-чаяндинского богатства «под боком» – стремительно развивающий промышленность Китай. Не исключено, что именно этот геополитический фактор тормозит освоение месторождений, призванных стать заменой исчерпанных ресурсов Западной Сибири.

Куда ушла Россия

Самое время вспомнить о буквально преступной недоразвитости инфраструктуры Севера. Именно этот фактор стал главным тормозом продвижения России в Сибирь и Арктику – что в конечном итоге может обречь нашу экономику на угасание.

Корень всех бед вот в чем: развитие инфраструктуры требует масштабных инвестиций с долгим сроком окупаемости. Частным корпорациям «стройки века» не под силу (при условии, если им не помогает государство). А оно у нас другим занято: игрой на американских фондовых рынках и дорогими игрушками наподобие Олимпиады в Сочи. Плюс транжирство бюджетных средств на всевозможную роскошь для чиновников: дачи и автомобили, яхты и дорогой отдых. Да, чуть не забыл: есть еще расходы на поддержание интересов России в регионах бывшего СССР. На это тоже идут деньги, и немалые. Обоснование тут простое: «тлеющие конфликты» на Кавказе якобы могут подстегнуть сепаратистские настроения в самой Российской Федерации.

Следует заметить, что развал страны де-факто уже идет. Но с другой стороны. Начинается он не на Кавказе и проходит без участия террористов. Посмотрите: дешевый перелет Петербург – Якутск – Петербург стоит 47 тыс. рублей (в 10 раз больше, чем поездка на выходные в Хельсинки). Поневоле задумаешься – много ли будет желающих преодолевать российские пространства? Когда многие сибиряки (уж не говоря о жителях Дальнего Востока) ни разу в жизни не были в Москве, а все товары им выгоднее привозить из Японии и Китая, говорить об экономической привязке Дальнего Востока к России довольно странно.

Север мы не осваиваем. Вся инфраструктура – советского происхождения... Города, заводы, шахты и дороги. Последних в Сибири особенно не хватает. Если говорить об автострадах, есть лишь федеральная трасса Москва – Владивосток, да и та, мягко говоря, оставляет желать много лучшего.

За 10 лет дорогой нефти и «профицита федерального бюджета» в этом регионе не построено ни одной новой трассы, если не считать мелких работ на упомянутой выше дороге. Получается, что Сибирь, Дальний Восток и Арктика транспортно никак не привязаны к центру страны. Самое любопытное: отстает в развитии даже трубопроводный транспорт. Широко разрекламированные проекты нефте- и газопроводов из Восточной Сибири в Находку весьма далеки от завершения.

Освоение шельфа Арктики вообще может пройти без участия российских портов – тем более что мы де-факто забросили Северный морской путь. Учитывая, что большая часть месторождений расположена вблизи Аляски, нетрудно догадаться, в сферу чьих интересов попадает данный регион. И пока мы тешим себя геополитическими иллюзиями о Крыме и Кавказе, львиная доля страны так и стоит неосвоенной.

И если это продолжится, судьба России в XXI веке так и останется не определенной. И есть опасность, что решаться она будет не нами.