Нас не угонят?

Нас не угонят?

Несверенные базы По статистике УГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, за 7 месяцев 2008 года в городе произошло 5081 преступление, связанное с посягательством на автомобили.

Несверенные базы

По статистике УГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, за 7 месяцев 2008 года в городе произошло 5081 преступление, связанное с посягательством на автомобили. Радует одно: это на 904 посягательства меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Две трети угонов и краж совершается в отношении автомобилей, припаркованных у домов их владельцев. Происходят акты вандализма, как правило, вечером или ночью.

Самыми популярными марками у воров по-прежнему остаются «ВАЗ» (25% автопреступлений), Mitsubishi (7,5%), Volkswagen (6%), Toyota (5%) и Mercedes (3,5%). Впрочем, угонщики не брезгуют и эксклюзивными «Поршами», добавляя к воровскому ассортименту и старые «Москвичи». Все зависит от цели угона – нужен ли автомобиль для перепродажи в другом регионе, для разборки на запчасти или для развлечения лихой молодежи.

Хотя количество угонов и сократилось, риск лишиться авто по-прежнему велик, и автолюбители вынуждены заботиться о том, как этот риск сократить. По мнению экспертов страхового рынка, угонному бизнесу способствует безответственность должностных лиц. Базы ГИБДД с идентификационными номерами (VIN) автомобилей в каждом регионе страны свои. Злоумышленники могут замести следы, поставив машину на учет в другом субъекте Федерации – никакого перебивания номеров не требуется. Следовательно, путем обычных сверок баз данных можно было бы раскрыть не один десяток преступлений, связанных с угоном.

Но пока суд да дело, автомобиль надо застраховать от хищения. Однако тут все далеко не просто. Не все страховщики берут под свою защиту подержанные автомобили только по риску «угон», хотя интерес у потребителя к этому виду страхования присутствует: по данным страховщиков, по вопросу страхования подобных рисков к ним обращаются 5% клиентов. Им идут навстречу: минимальная стоимость тарифа составляет 8%, максимальная – 25% от стоимости автомобиля.

Это дороговато, но можно оформить франшизу по риску «ущерб». «Если человек уверен в том, что он ездит аккуратно, то при франшизе тариф для него по риску «ущерб» будет минимальным, а страховка будет действовать только по угону», – считают эксперты в области автострахования. Так, автолюбитель покупает полис с франшизой в 100 тысяч рублей при стоимости автомобиля 2 млн рублей. При полном хищении автомобиля он получит выплату за вычетом этой франшизы, то есть 1 млн 900 тыс. рублей. (В любом случае проще и выгоднее застраховать авто и от угона, и от форс-мажора в пути.)

Повальное страхование машин от ущерба, конечно, удобная штука, но все же является палкой о двух концах. Права получают (и не все делают это честно, что ни для кого не секрет) все больше новичков. Они сразу садятся за руль дорогих иномарок и при этом мало заботятся о стиле своей езды. Деньги страховщику заплачены немалые, так отчего ж не подрезать зазевавшегося соседа по дороге?

Старость – не радость

Но вернемся к теме угона. В группе риска находятся водители, чей доход не позволяет купить новую иномарку, однако опыт и статус не позволяют ездить на детище отечественного автопрома. Выбор таких автолюбителей, таким образом, падает на подержанные иномарки 10 – 15 лет отроду. Они сохраняют отличный товарный вид и даже после 15 лет эксплуатации и должного ухода в Европе великолепно проходят техосмотр в России.

Однако страховать такой автопарк от угона хотят далеко не все страховые компании. Исключение составляют разве что грузовики, которые страхуют только от хищения или уничтожения. Но это другой сегмент рынка; в отличие от легковых автомобилей грузовой транспорт – средство производства, а не роскоши, и количество посягательств на него меньше. Кроме того, многие американские и европейские тягачи живут по 20 лет и проходят не один миллион километров.

То, что 10-летние иномарки не хотят страховать от ущерба, – понятно. Некоторые запчасти на старые автомобили представительского класса сравнимы по стоимости с самими машинами. Несколько глубже лежит причина, по которой такое авто тяжело застраховать и от угона. В принципе через страхового брокера найти компанию, которая возьмется страховать ваш 10-летний сверкающий BMW от хищения, нетрудно. Но готовьтесь к высокому тарифу. Надо сказать, сами представители страховщиков на «круглом столе» старательно обходили эту тему.

Воруют такие автомобили достаточно активно, и воруют чаще всего на запчасти, которые, как было сказано выше, на вес золота. Вместе с этим цена старого автомобиля, разумеется, много ниже, чем у нового такого же класса. Отсюда и высокий тариф – чтобы получать соизмеримые суммы от владельцев новых и старых авто. Такая ситуация складывается и в силу общей тенденции: автопроизводители и дилеры отучают потребителя от старых (пусть и надежных) машин. Хотите экзотики? Пожалуйста! Но извольте платить за свой утонченный вкус.

Антивандал не защитит

Есть и другое средство оградить себя от крупных потерь, связанных с угоном личного транспорта, – поставить противоугонную систему. Сигнализации уже давно не новинка и стоят даже на древних представителях классического семейства ВАЗ. Впрочем, ревун под капотом работает скорее как огородное пугало – более-или менее опытного угонщика он не остановит.

На дорогую машину, подверженную риску угона, имеет смысл поставить целый защитный комплекс – иммобилайзер (блокирует подачу топлива, если его не дезактивировать), замок капота, «секретку» на коробку передач и систему спутникового слежения. Информация о передвижении похищенного автомобиля передается на пульт службы безопасности компании – установщика оборудования.

По утверждению экспертов, комплексный подход к защите авто позволит продлить время, требуемое угонщику на приведение машины в движение, до 10 минут. По сигналу спутника служба быстрого реагирования добирается до потенциальной жертвы хищения за 5 – 7 минут, так что шанс угнать автомобиль сокращается. Следует отметить, впрочем, что GSM-канал, по которому сигнал об угоне передается на пульт, у большинства охранных фирм подвержен глушению легальным оборудованием («глушилки», в частности, используют в театрах). Есть смысл подобрать технику, работающую со специальным радиосигналом, который нельзя заглушить. И даже в этом случае есть риск разбойного нападения далеко за городом, где зона покрытия спутника заканчивается.

Кроме того, при установке противоугонного оборудования есть шанс получить значительную скидку при оформлении страховки от хищения – до 80%. В каждом конкретном случае размер скидки варьируется в зависимости от массы обстоятельств.

Стопроцентной защиты от угона, разумеется, не существует. Страховщики рассказали о таком случае: автомобиль одного из клиентов дважды пытались угнать – неудачно. Каждый раз после покушений хозяин устанавливал на свою машину новые противоугонные системы. На третий раз угонщики поймали автовладельца в подъезде, дали по голове, отобрали ключи и спокойно укатили. Впрочем, чаще всего преступники охотятся не за конкретным автомобилем. Поэтому они с большой долей вероятности предпочтут взломать менее защищенное авто.

Сознательный автомобилист должен соблюдать несколько общих правил. Нужно следить за своими ключами, не оставлять их без присмотра и всегда активировать все охранные системы, даже есть машину нужно оставить всего на 5 минут. Есть и нестандартные методы защиты «железного коня». Можно приобрести машину, не пользующуюся спросом у злоумышленников, например шведские Volvo или Saab. Также поможет нанесение аэрографии (рисунка) на кузов. И глазу приятно, и найти в случае угона легче. Разумеется, пока авто не перекрасили.