На коротких рельсах

На коротких рельсах

Большинство турфирм вынуждено сворачивать некоторые маршруты и оптимизировать те направления, которые еще востребованы соотечественниками.

Большинство турфирм вынуждено сворачивать некоторые маршруты и оптимизировать те направления, которые еще востребованы соотечественниками. Так, доходность от продаж дорогостоящих путевок в теплые страны сократилась на 80%, а предложения из разряда «экзотика» и вовсе исчезли из карт туроператоров.

Если до кризиса услугами турфирм не пользовались 50% россиян, то теперь, по прогнозам экспертов, доля неактивных (с точки зрения таких поездок) граждан может достичь 70%. По оценкам аналитиков, уровень потребительского оптимизма в России опустился до показателя 2000 года.

По словам директора центра стратегических разработок «Северо-Запад» Владимира Княгинина, в ближайшем будущем рынок продолжит сжиматься. По оптимистичным оценкам, в среднесрочной перспективе сжатие составит 15 – 20%, по пессимистичным – до 40%. Все зависит от уровня платежеспособного спроса и от возможностей получения населением банковских кредитов.

Негативно сказывается и кризис в смежных отраслях. Так, на фоне обвала мировых цен на нефть российские авиаперевозчики снизили тарифы всего лишь на 6% – в то время как зарубежные авиакомпании продают сегодня билеты на 20 – 25% дешевле по сравнению с докризисным периодом. Продолжается рост тарифов и на Российских железных дорогах. В опубликованном на этот год плане он составит ни много ни мало 20%.

Отразился на туризме и кризис строительного рынка и девелопмента. При этом больше всех пострадал гостиничный бизнес. «Дошло до того, что многие отели – лауреаты конкурса на лучшую гостиницу уже успели закрыться», – заявил председатель профильной комиссии по туриндустрии Законодательного собрания Петербурга Андрей Черных. Поэтому план ввести в этом году в эксплуатацию 2000 номеров в трехстах гостиницах (это только в Петербурге), по мнению экспертов, выглядит просто фантастическим. Замораживание таких крупных проектов, как «Новая Голландия», означает для многих отказ от уже намеченной прибыли от делового туризма.

Достаточно сложная ситуация складывается в отрасли и в отношениях с банками. По словам экспертов, осенью 2008 года ряд банков из-за потери ликвидности был вынужден использовать в своих денежных операциях средства с текущих счетов клиентов, в том числе – турфирм. В итоге оплата турагентств туроператорам задерживалась в течение длительного времени, что приводило к задержке вылетов. И хотя президент Ассоциации банков Северо-Запада Владимир Джикович заверил присутствующих, что «самый страшный период для банковского сектора уже позади», он же рекомендовал «не надеяться на кредиты».

Нельзя также не отметить и такой определяющий для туриндустрии фактор, как курс рубля. С одной стороны, это сдерживает выездной туризм. С другой – потребительский рынок России оказался слишком сильно привязан к доллару, «рублевые» цены реагируют на изменение курсов очень быстро, так что и сыграть на «дешевом рубле» иностранцам, посещающим нашу страну, не получится.

Но есть в пору кризиса и положительные моменты. Под его влиянием на туристическом рынке меняется сегмент спроса, и Петербург от этого может только выиграть. Дело в том, что в Европе тихоокеанские маршруты в силу понятных причин теряют популярность: европейцы теперь предпочитают «короткие рельсы». При этом страны Балтии и Петербург попадают в зону их внимания одними из первых. К тому же в 2008 году был принят долгожданный закон, установивший безвизовый режим пребывания в России в течение 72 часов для туристов пассажирских паромов. По предварительным прогнозам, это нововведение позволит увеличить поток туристов на 1 млн человек в год. Правда, еще неизвестно, предпочтут ли европейские путешественники Петербург другим столицам Балтики, где и цены ниже, и сервис с инфраструктурой лучше.

Впрочем, по мнению оптимистично настроенных туроператоров, первые океанские лайнеры, заполненные европейскими и американскими пенсионерами, вернутся в гавань Петербурга уже этим летом. В связи с этим, по словам председателя исполнительного комитета «Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Северо-Запада» Елены Хазовой, необходимо оказать дополнительную поддержку развитию этнокультурного, событийного и даже гастрономического туризма.

Из старых, но не реализованных правовых инициатив, по мнению предпринимателей от туриндустрии, не теряют актуальность изменения федерального закона о внутренних территориальных водах. Этот закон серьезно тормозит развитие инфраструктуры бизнеса в сфере яхтенного туризма. Тысячи владельцев яхт хотели бы пройтись по рекам и каналам бассейнов Финского залива, Онежского озера и, может быть, даже дойти по рекам и каналам до Москвы, но отсутствие в законе понятия «малого судна» лишает их этой возможности. А ведь привлечение таких туристов сулит немалые возможности – путешествие их может затянуться не на один месяц, да и кошелек у владельцев яхт обычно не пустой.

Эксперты сетуют, что туризм в России незаслуженно обделен вниманием со стороны властей. И это в то время, как в большинстве развитых стран он давно признан полноценной отраслью экономики и пользуется финансовой и иной поддержкой государства.