Поверхностный критерий

Поверхностный критерий

Увы, ответ напрашивается простой: в нашем городе до сих пор не научились убирать улицы так, чтобы минимизировать риски автомобилистов и пешеходов.

Увы, ответ напрашивается простой: в нашем городе до сих пор не научились убирать улицы так, чтобы минимизировать риски автомобилистов и пешеходов. У города так и не набралось средств на то, чтобы создать оперативно действующий парк спецтехники. Эксперты считают, что причину можно найти в народной мудрости: богат не тот, кто много зарабатывает, а тот, кто разумно тратит. Иными словами, распределение бюджетных средств на обслуживание дорог в Петербурге проводится, мягко говоря, не совсем верно.

Известно, что при проведении конкурсов среди предприятий, поставляющих оборудование по госзакакзу, в первую очередь учитывается его стоимость. Но на самом деле это слишком поверхностный критерий, для того чтобы рассматривать только его.

И это касается не только техники. Взять, к примеру, пресловутые противогололедные средства. Полный отказ от песка, который комитет по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ) провозглашал в начале декабря, оказался чистой воды популизмом. Как сообщает Интернет-портал «СПб водитель», за сутки во время недавнего снегопада на дороги высыпали более 2 тыс. тонн песка и соли. Впрочем, как нам сообщили в самом КБДХ, «никакого песка» этой зимой на улицы города они не сыпали, разве что «очень выборочно», да и то «на окраинах».

Впрочем, проблема засоления почв, забивания ливневой канализации песком, порчи обуви пешеходов и кузовов автомобилей заключается не столько в использовании песко-соляной смеси (и чистой соли) как таковых, сколько в их количестве.

По действующим в РФ техническим нормативам, положено сыпать 150 граммов песко-соляной смеси или 50 граммов чистой соли на один квадратный метр. В Евросоюзе расход соли в три раза меньше, но даже это не самое главное. А главное – то, что вся ответственность за объем посыпки площадей противогололедными материалами лежит на водителе спецмашины.

Эксперты утверждают, что в реальности нормативы практически не соблюдаются, и на квадратный метр площади может приходиться и полкило соли с песком или даже целый килограмм. Где-то машина может остановиться, где-то проехать дважды. Где-то водителю может показаться, что «мало посыпано», и он повторит операцию – исключительно из лучших побуждений. В результате же тонны реагентов выкинуты впустую. А это и выброшенные деньги налогоплательщиков (которые можно было сэкономить), и дополнительные проблемы для «Водоканала» и экологии города в целом.

В соседних странах Скандинавии практически вся спецтехника автоматизирована. Маршрут уборки и разбрасывания противогололедных реагентов прорабатывается по науке, с использованием системы спутниковой навигации. Время выхода спецмашины на трассу определяется заранее, с помощью датчиков температур, установленных на дорогах, а также специальной системы раннего предупреждения снегопадов. Водителю спецмашины остается просто ехать по «электронной стрелке» – единственному специальному прибору в кабине, соединенному с бортовым компьютером.

Точно так же отстают в Петербурге и технологии уборки тротуаров и дворов. За редким исключением наши дворники, как сто лет назад, черпают песок из ведер и разбрасывают его вручную. Ледяные бугры скалывают ломами. Поэтому те 918 дворников, которые (по данным КБДХ) трудились в снегопад, никогда не смогут справиться с необходимым объемом работы. Уже давно во всем мире дворники пользуются удобными тачками с автоматическим разбрасыванием песка (оснащенными специальным дозатором), а лед разбивают машины с зубчатыми металлическими валами.

Экономия на технологии в конечном счете выливается в значительные убытки. К сожалению, городские власти этой простой истины до сих пор в полной мере не осознали.

Взять, например, отвалы, которые привешивают к передку спецмашин для уборки проезжей части. Металлический отвал намного дешевле, чем углепластиковый, и поэтому пользуется большой популярностью у коммунальных служб. Но никто никогда не считал, во сколько обходится перерасход бензина у машин, которые возят на себе лишнюю тонну металла. Кроме того, не стоит забывать, что углепластик не подвержен коррозии, а значит – более долговечен.

Срок службы отечественных кузовов и других металлических деталей спецтехники недолог – от силы 5 – 7 лет. Сказывается агрессивное воздействие соли и других реагентов. Все это следствие использования низкокачественной стали. Однако, как утверждают независимые эксперты, в той же Дании до сих пор работают кузова... 1968 года выпуска, сделанные из нержавеющей стали.

Недавно в Петербурге прошла торжественная презентация новой «снегоплавильной» машины, которая растворяет снежную кашу прямо в кузове. Идея хорошая, только такая мобильная «снеготаялка» закуплена чуть ли не в единственном экземпляре.

Вместо таких машин независимые эксперты давно рекомендуют в нашем городе рек и каналов размещать стационарные станции снеготаяния на плавучих базах. Это дешево и удобно: не нужно возить снег за город или тратиться на дорогую мобильную технику. Да и грязный снег не попадет в воду, как это бывало раньше, благодаря системе очистки... Но, увы, настоящие инновации (а не бумажные) приживаются на ниве городского коммунального хозяйства крайне трудно.

Пока же самое действенное средство против снега и гололеда в России по-прежнему весна. Осталось не так много времени до того момента, когда солнышко решит за КБДХ все проблемы зимнего содержания дорог. И по улицам поедут строем знакомые всем с детства «подметальные» машины МУП-1 (образца 1953 года и с соответствующим кпд). А потом поливальные автомобили смоют остатки песка в канализацию, которую городскому «Водоканалу» придется еще долго чистить. И тоже за деньги налогоплательщиков.