Фернандо Мейра: «Начинал как Данни, сейчас могу и Тимощука заменить"

Фернандо Мейра: «Начинал как Данни, сейчас могу и Тимощука заменить"

Португальский новичок «Зенита» Фернандо Мейра появился в Петербурге в последний момент и сыграл уже в первом матче против «Спартака». О своем детстве, трудностях, с

Португальский новичок «Зенита» Фернандо Мейра появился в Петербурге в последний момент и сыграл уже в первом матче против «Спартака». О своем детстве, трудностях, с которыми сталкиваются легионеры, а также про Жозе Моуриньо Фернандо рассказал корреспонденту «90 минут».

А
втор: Александр ЯКОБСОН

Собираюсь выучить русский язык

- Фернандо, поделитесь вашими впечатлениями от первых дней тренировок и жизни в Петербурге.

- Вначале, конечно же, все было ново и необычно для меня. В Португалии совершенно другой климат, да и футбольные поля лучше, чем в России. Вообще, не совсем понимал чего ожидать от вашей страны. Некоторые португальские футболисты отзывались о премьер-лиге не самым лестным образом, что также не внушало мне особой уверенности. Предлагаю об этом поговорить ближе к зиме, концу сезона, сейчас у меня хорошее впечатление от уровня команд чемпионата России. Надеюсь, оно не изменится.

- У вас богатый опыт игр в разных странах – Португалия, Германия, Турция, сейчас Россия. Что самое сложно в адаптации в новой стране?

- Конечно же, языковой барьер. К погоде можно привыкнуть, акклиматизироваться, в конце концов…Мастера привыкли играть на полях разного качества – хороших, плохих. С этим тоже можно жить. Знание языка позволяет без проблем общаться с тренером, с врачами – со всей командой. Пусть все и говорят, что есть международный футбольный язык, благодаря которому все друг друга понимают, но ведь интересно, же общаться и вне работы. Выйти в магазин, еще куда-нибудь, понимать, что вокруг тебя творится – все это делает жизнь иностранца более комфортной, что в свою очередь помогает лучше сосредотачиваться на футболе.

- Сколько времени вам требуется, чтобы привыкнуть к новым условиям?

- Мне сложно сейчас об этом говорить. В «Галатасарай» я приехал без предсезонной подготовки, а за сезон пропустил лишь 2 игры, в остальных сыграл все 90 минут. У меня не было времени для особой раскачки, я просто выходил и играл. Конечно, пока мне приходится нелегко, я до сих пор живу в отеле, времени тоже очень мало. Вообще, сложно было и в Германии, и в Турции, в Петербурге тоже нелегко. Моя задача проста – освоиться как можно быстрее, чтобы приносить клубу максимальную пользу.

- Вы свободно говорите на английском, немецком и турецком. В ваши планы входит изучение русского языка?

- Да, конечно. Просто вначале я хочу решить проблемы с домом и другими бытовыми вопросами, а затем обязательно начну брать уроки русского языка.


Начинал играть на позиции Данни

- Вы опытный игрок, потому интересно узнать про вашу футбольную жизнь с самого начала. С чего начинали свою карьеру, как начинали играть?

- Первые шаги в футболе я сделал в возрасте 7 лет в клубе «Витория» Гимарайнш. Мои родители уехали на заработки в Швейцарию. Я вырос в очень бедной семье, а растила меня бабушка. Маму с папой я видел только летом и зимой во время Рождества, может во время других праздников. Конечно, мне было очень тяжело, но с другой стороны, я рос и мужал на порядок быстрее моих сверстников, поэтому я с удовольствием вспоминаю свое детство. В какой-то мере это помогло мне сформироваться таким человеком, игроком, каким я сейчас являюсь.

- Наверняка помните свои первые бутсы, может быть и первый футбольный мяч?

- У меня никогда не было просто хорошей обуви, не то что бутс. (задумывается) С обувкой всегда были проблемы. У нас не было денег, а в школе я постоянно играл в футбол, в каждую паузу, на уроках физкультуры – как только предоставлялась возможность. Эта моя страсть к футболу создавала большие проблемы для бабушки, для родителей, приходилось тратить деньги, которых всегда не хватало. А я ничего не мог с собой поделать. Постоянно хотелось играть… Не только в клубе «Витория», в котором я играл и тренировался 7 лет, но и с друзьями в школе. Все, что мне было нужно в детстве и юношестве – это играть в футбол.

- Многие игроки оборонительного плана начинали играть с нападения, так, к примеру, было у Анатолия Тимощука. На какой позиции начинали играть вы?

- Да, это правда, многие защитники играли впереди. Я не стал исключением и играл на позиции Данни (смеются вместе с проходящим мимо Мигелем). В молодости всем хочется забивать голы, быть в центре внимания, это нормально. (улыбается)

- Вы и без большого количества голов всегда были в центре внимания – в «Витории», «Бенфике» и «Штутгарте» были капитаном. В «Зените» капитанская повязка может стать вакантной… Для вас звание капитана добавляет мотивации?

- Мое поведение или стиль игры на поле не меняется от того становлюсь я капитаном или нет. По большому счету, для меня это вообще не важно – главное постоянно добиваться прогресса в своей игре, исправлять свои ошибки. Приободрить команду в сложный момент можно и без капитанской повязки.


Благодаря Моуриньо вырос в игрока национальной сборной

- Тем не менее, ваша игра и лидерские качества позволили в «Бенфике» Жозе Моуринью быстро стать капитаном, а трансфер из «Витории» вовсе стал самым дорогим среди португальских клубов. Как вы справлялись с психологической нагрузкой?

- «Бенфика» и «Штутгарт» - большие клубы, всегда играющие на победу во всех турнирах. В Лиссабоне мне было очень тяжело из-за проблем в руководстве команды. Одно начальство поддерживало Жозе Моуриньо, другое – пришедшее на смену – его уволило, потому что у них была договоренность с другим тренером. Уже через год я стал капитаном «Бенфики». Обычно чтобы стать капитаном необходимо быть либо очень опытным игроком, либо давно играть за клуб. Ни то, ни другое ко мне не относилось. Мне было всего 22 года, а капитаном я стал по решению руководства. Причина такого решения проста – капитаном должен был стать португальский игрок, который мог повести за собой ребят. Так я надел капитанскую повязку и это стало большим вызовом для меня. Вообще в топ-командах с большой историей, такой как у «Бенфики» не должно быть проблем со сменой руководства. Также должно бы 5-6 опытных игроков, готовых стать лидерами, но у нас тогда этого не было, и своей работой, трудолюбием и примером для всех, я старался оправдать звание капитана.

- На вашем сайте говорится, что Моуриньо больше всех повлиял на вашу футбольную карьеру. Что можете рассказать о нем?

- Когда мы сейчас видим Жозе по телевидению, то каждый раз для всех очевидно, что это большая личность в футбольном мире. Он был первым моим тренером в «Бенфике», что во многом мне позволило раскрыться как игроку. Во время тренировочного процесса он всегда много шутил, подбадривал, каждому говорил над, чем работать – одним словом стремился создать дружелюбную атмосферу в коллективе. На глазах публики, прессы Жозе поддерживал имидж строгого, конструктивного тренера. Но в повседневной работе он всегда был справедлив – указывал конкретные ошибки и стремился помочь их исправить, говорил об этом конкретному игроку, причем делал это доброжелательно, что всем шло на пользу. Никто не боялся говорить о своих проблемах, потому что точно знали – это останется между футболистом и тренером. Кроме того, Моуриньо очень умно руководил командой во время матчей. Он точно знал, когда следует пойти вперед, когда отыграть наоборот спокойнее… Благодаря этим и многим другим качествам, я вырос в игрока национальной сборной, играл важную роль в любой команде, где я выступал.

- В течение вашей карьеры была возможность опять поиграть за команду Моуриньо?

- Нет, такой возможности у меня не было. Были разные предложения от сильных команд, но никогда от команд Моуриньо. Во всех командах Жозе было 5-6 игроков, которых он знал досконально, на 100% понимал их способности, а остальные игроки должны быть экстра-класса. Он очень умный тренер.


В «Зенит» приехал к Данни

- Поиграв в Португалии, вы переехали в Германию, затем в Турцию, сейчас играете в России. Почему, к примеру, вы не выбрали Англию, Испанию или Италию?

- Вам важно понять одну простую вещь: в футболе вы не можете ждать второго, третьего или четвертого шанса. Жизнь футболиста коротка. На высочайшем уровне можно играть с 20 до 30 лет, у некоторых, получается, играть с 17-18 до 34-36, но это скорее исключение. Все равно возраст до 30 лет идеален для того, чтобы заиграть в топ-клубе. В футболе множество примеров, когда игроки отклоняют одно предложение за другим, ожидая лучшего предложения от более известной команды, либо просто с лучшей зарплатой. Но ведь такое предложение может и не поступить! Когда появляется шанс уехать в другую страну, в сильный клуб, этот шанс следует использовать, усердно тренируясь, показывая свой лучший футбол. Именно этим я и занимался когда переехал из «Витории» в «Бенфику», затем из «Бенфики» в «Штутгарт». Вот из «Штутгарта» у меня была отличная возможность уехать в «Ювентус» в 2007 году, но немецкое руководство не разрешило мне перейти, обещая отпустить на следующий год. Не скрою, меня это расстроило. После 7 лет в «Штутгарте» мне хотелось сменить обстановку, я устал от Германии. Не потому что это плохой клуб или страна. В Германии я добился успеха, это были одни из лучших дней моей карьеры, жизнь и организация в клубе была великолепной, что делало мою жизнь поистине счастливой. Затем я перешел в «Галатасарай», в котором все было совершенно по-другому, чем в Германии. Некоторые мелочи, организация клуба, а также подход к обычной жизни игроков, были на низком уровне. Потому, отыграв за «Галатасарай» 7 месяцев, я перешел в «Зенит» к Данни, чтобы также усердно тренироваться, показывать свой лучший футбол. (улыбается)

- Вы говорили про организацию в клубах, где вы играли. Чем же отличается футбольные чемпионаты Португалии, Германии, Турции и России?

- О России мне пока судить рано, об этом поговорим потом. Португальский чемпионат похож на турецкий. Несколько сильных команд, как правило, их 3 или 4, борются за чемпионство, а остальные клубы могут только мечтать, чтобы подпортить жизнь грандам. В бундеслиге все совершенно по-другому. Это более сильный чемпионат, где много равных по силе команд с хорошим подбором исполнителей. Практически нет явных аутсайдеров, что в первые годы стало для меня сюрпризом. С удовольствием вспоминаю годы, проведенные в «Штутгарте». Думаю, что опыт, приобретенный в Германии, поможет и в России.

- Дик Адвокаат любит универсальных игроков, готовых сыграть на самых разных позициях. Можете, к примеру, сыграть на позиции опорного полузащитника?

- Не вижу в этом никаких проблем. Мне было привычно в 19 лет играть шестого номера, как раз опорного полузащитника, а до этого я играл атакующего полузащитника, как я уже говорил на позиции Данни. (улыбается). Правда-правда, это не шутка. До 17-18 лет играл только в атаке, а вот в сборной, в которой я играл с 16 лет, мы предпочитали играть в 5 полузащитников, потому я был инсайдом. Но никогда до этого мне не приходилось играть опорника. В 18 лет на одной из тренировок «Витории» меня наигрывали на эту позиции из-за большого количества травм, я даже сыграл 3-4 игры, потому что тренеру очень понравилась моя игра. Затем сезон завершился, а на следующий год я для постоянной игровой практики был отдан в аренды в клуб второго дивизиона «Фелгейраш», где целый сезон играл опорного полузащитника. В возрасте 20 лет, когда я вернулся в «Виторию», я стал постоянным полузащитником оборонительного плана в течение всего сезона. Затем я уехал в Лиссабон, в «Бенфику».

- То есть болельщикам можно перестать беспокоиться из-за возможного ухода Тимощука, раз вы его можете заменить?

- Да, конечно, можете успокоить фанатов. (улыбается) В национальной сборной Португалии я не один матча провел именно на позиции Тимощука, так что опыта у меня достаточно.


Большой клуб не должен зависеть от одного футболиста

- Многие специалисты говорят, что сильные игроки не поедут в Россию из-за плохих полей, старых стадионов…

- Я уже говорил, что мне надо больше времени, чтобы сформировать свое впечатление от уровня российской премьер-лиги. Моя первая игра за «Зенит» прошла на синтетическом покрытии и беспорядками на трибунах, вторая игра прошла на ужасном газоне и при пустых трибунах. Уверен, что по этим играм не следует формировать мнение об уровне чемпионата России, иначе оно будет просто ужасным! (смеется) Видел по телевидению матч «Зенита» со «Штутгартом», поле, конечно же, было ужаснейшим. С другой стороны, я знал, что газон меняют каждый год и можно ожидать лучших условий к лету. Важно, чтобы и на выездных играх мы могли играть на хороших стадионах и полях, но об этом мне пока судить рано. Подождем дальнейших игр на выезде.

- В России вам предстоит играть в разных городах, предстоят длинные перелеты…

- Да, я знаю, что некоторые перелеты будут длиться до 5 часов, а, к примеру, в Томске, да и во многих других может быть холодно. Что ж, к этому надо быть готовым, особых проблем не вижу. Правда, я боюсь летать самолетом, но уверен, что смогу этот страх преодолеть.

- Когда «Зенит» вылетел из Кубка УЕФА, мнения разделились: кто-то считал, что это в плюс, потому что сил на чемпионат России больше останется, а кто-то говорил, что это крайне плохо. Какого мнения придерживаетесь вы?

- Невозможно найти что-либо хорошего, когда клуб вылетает из Кубка УЕФА или Лиги чемпионов. Каждая большая команда стремится к победам во всех турнирах, потому очень жаль, что все так получилось. Надеюсь, что к следующему розыгрышу еврокубков мы лучше подготовимся, а также сможем полноценно заменить уходящего Тимощука. Он был… то есть, он пока остается замечательным капитаном «Зенита» и его потеря будет весомой для клуба. С другой стороны, большой клуб не должен зависеть от одного футболиста.


Хочу порадовать сына титулами «Зенита»

- Кстати говоря, ваш бывший клуб «Галатасарай» вылетел из Кубка УЕФА, проиграв матч «Гамбургу», в котором вел 2-0. Проблемы в обороне у турков образовались после вашего ухода?

- Нет, я так не думаю. «Галатасараю» были необходимы деньги, мне было тяжело покидать Стамбул, я был там счастлив. Результаты были не самыми лучшими и до моего ухода, мы не смогли попасть в нынешний розыгрыш Лиги чемпионов («Галатасарай» уступил румынской «Стяуа» в 3-квалификационном раунде – прим. Ред.), да и в чемпионате мы поначалу отставали от первого места на 9 очков, потом сумели сократить отрыв до 3-х очков. Затем я перешел в «Зенит», потому что я уверен, что этот клуб лучше моего предыдущего. Как я уже говорил, если есть возможность попасть в лучшие условия, в более сильный чемпионат, то я не упускаю такой шанс. Потому я и оказался здесь.

- Расскажите, как отнеслись к будущей жизни в России ваша семья?

- Моя жена, Даниэла сейчас в Турции вместе с детьми. Они там учатся в международной школе. Моему сыну Эдгару 9 лет, а дочке Мафалдо всего 4 года. У детей столько энергии, сил…Мне, конечно, сейчас их не хватает. Сын обожает футбол и его первый вопрос после подписания контракта был: «Правда «Зенит» лучший клуб России?». (улыбается) Я ответил «Да, конечно же, это так». Он сразу начал собирать фотографии зенитовцев, покупать наклейки. Такой же вопрос он мне задавал перед переходом в «Галатасарай». Когда же Эдгар узнал, что «Зенит» выиграл Кубок и Суперкубок УЕФА, то был просто счастлив. Что ж, надеюсь выиграть с «Зенитом» титулы, чтобы мой сын этому радовался. (смеется)

Автор: 653038