Стояние на Нарове

Стояние на Нарове

Нарвская ГЭС (ГЭС-13) недавно отметила 40-летие завершения строительства. Вообще судьба станции складывалась непросто с самого начала.

Нарвская ГЭС (ГЭС-13) недавно отметила 40-летие завершения строительства. Вообще судьба станции складывалась непросто с самого начала. Первый камень в ее основание был положен в 1950 году, 30 сентября 1955 года запустили в эксплуатацию первый агрегат, к концу 1957 года работали все три турбины, и станция была передана на баланс «Ленэнерго», но только для «временной» эксплуатации – имело место множество недоделок.

Однако в Ленинграде нужно было пускать первую линию метро, Северо-Запад РСФСР (как, впрочем, и весь СССР в те годы) испытывал острый дефицит электроэнергии – и на «мелочи» пришлось закрыть глаза. Зато доводили до ума ГЭС больше десяти лет: достраивали здание станции, водосбросы, рыбоход, насыпали водоудерживающие дамбы... В музее на территории ГЭС можно увидеть множество фотографий той поры. В частности, запечатлевшие работающих на стройплощадке женщин и стоящих рядом солидных мужчин в пальто – то ли очередная комиссия, то ли начальство. Лишь в 1969 году был подписан акт госприемки. Мощность ГЭС – 125 мегаватт, выработка электроэнергии в 2008 году составила 747,8 млн киловатт-часов.

Новые проблемы начались у энергетиков при выходе Эстонии из состава СССР. Тогда линия раздела территорий государств была проложена по реке Нарове. У России остались основные сооружения Нарвской ГЭС и половина плотины, а у Эстонии – вторая половина плотины и две водоудерживающие дамбы протяженностью 1300 и 400 метров. В тело плотины встроены 11 водопропускных затворов, из которых 5,5 на российской стороне и 5,5 – на эстонской.

Нарвское водохранилище является не просто аккумулятором воды для ГЭС, но и охлаждающим бассейном для двух тепловых ГРЭС – Нарвской и Балтийской (расположенных на территории Эстонии). Причем водозаборы этих станций расположены на мелководье, и поэтому уровень воды не должен колебаться больше чем на 10 см (для сравнения: на Волховской ГЭС и на ГЭС Свирского каскада колебания уровня водохранилищ могут достигать 1 – 2 метров).

В те годы ни у кого не было времени заниматься юридическими тонкостями – и «Ленэнерго» и эстонским «Нарвским электростанциям» надо было вырабатывать электроэнергию. И тем и другим нужно было эксплуатировать Нарвское водохранилище. Поэтому они подписали соответствующее техническое соглашение, которое и сегодня неукоснительно выполняется.

Так и работали энергетики. При этом «Ленэнерго», а затем его правопреемник «ТГК-1» исправно платили налоги, в том числе в эстонскую казну (за имущество, находящееся на территории Эстонии, разумеется). Пока не получили уведомление о том, что платить эти налоги не нужно. Так и стало известно, что плотина и прочие сооружения ГЭС, оказавшиеся на эстонской стороне, принадлежат теперь эстонскому государству.

Собственно говоря, многие ГЭС расположены на государственных границах. Есть такие и у России (они были в свое время построены на границе СССР и Норвегии). По всем этим станциям, их плотинам и прочим сооружениям существуют межгосударственные соглашения, заключенные еще в 1970-е годы. Ничего нового и сложного в эксплуатации таких объектов, говорят специалисты ОАО «ТГК-1», нет – просто все должно быть грамотно оформлено юридически: что и кому принадлежит, кто и каким образом объекты эти обслуживает и на каких условиях.

Разумеется, руководство российской компании обратилось в родной российский МИД за содействием. Однако официальный ответ этой структуры, призванной отстаивать государственные интересы РФ за рубежом, несколько обескуражил: энергетикам сообщили, что раз они частная компания (т. е. акционерное общество), то, значит, это их частное дело.

Между тем мотивация Эстонии носит именно государственный характер: соседняя страна претендует на половину водосброса реки Наровы, поскольку она пограничная и граница проходит по ее середине вдоль. И вопрос использования этой воды (либо компенсации за ее использование) лежит именно в межгосударственной компетенции. Не говоря уже о вышеупомянутых соглашениях по эксплуатации приграничных объектов.

Но, так или иначе, руководство ОАО «ТГК-1» решило бороться за плотину самостоятельно – тем более что без этой «половинки» обеспечивать безопасную эксплуатацию ГЭС попросту невозможно. Энергетики мотивируют свою позицию тем, что спорная плотина является неделимым имущественным комплексом, находившимся до 1991 года на территории РСФСР. А также тем, что Нарвская ГЭС не была включена в список предприятий СССР, которые должны были быть переданы в подчинение эстонских министерств постановлением верховного совета Эстонской Республики.

Как говорит Елена Михайлова, начальник департамента по правовым вопросам ОАО «ТГК-1», признание права собственности на часть плотины и водоудерживающие дамбы за правительством Эстонии подразумевает ответственность за поддержание гидротехнических сооружений в пригодном к эксплуатации состоянии, а также за последствия возможных нештатных ситуаций.

В настоящее время обслуживает плотину именно «ТГК-1», которое, по соглашению с АО «Нарвские электростанции», является арендатором гидротехнических сооружений, расположенных на территории Эстонии. Кстати, в 2008 году впервые за последние 17 лет российские энергетики провели уникальную операцию по ремонту металлоконструкций плотины на эстонской стороне. Работы на общую сумму 1,5 млн рублей проводились за счет средств эстонской энергокомпании.

Так что расходы эстонскую сторону, по всей видимости, не пугают: игра стоит свеч. И уже появились проекты создания еще одной, малой, ГЭС на эстонской половине Наровы, использующей эстонскую половину водосброса. Дело это запутывает серьезно, поскольку совместная эксплуатация водохранилища двумя ГЭС и двумя тепловыми ГРЭС, находящимися вдобавок в двусмысленной юридической ситуации, вряд ли возможна. Так во всяком случае считают российские энергетики. А есть у Эстонии и вообще экологический по свой сути проект восстановления старого русла Наровы для беспрепятственного прохода рыбы...

Пока что для получения окончательного результата по делу ОАО «ТГК-1» намерено инициировать его рассмотрение в последующих судебных инстанциях. Государство же Российское в лице МИД предпочитает, напомним, в конфликт не вмешиваться.