“Санкт-Петербург” остался без залога

“Санкт-Петербург” остался без залога

Правоохранительные органы начали проверку сделок “Выборгской судоходной компании” (ВСК), 4 июня объявившей себя банкротом. В поле зрения Управления по борьбе с экономическими преступлениями попали

Правоохранительные органы начали проверку сделок “Выборгской судоходной компании” (ВСК), 4 июня объявившей себя банкротом. В поле зрения Управления по борьбе с экономическими преступлениями попали кредитные договоры, заключенные компанией больше года назад. Дело в том, что банкиры обнаружили: реальная стоимость залога, предоставленного руководством “ВСК”, вдвое меньше суммы кредита.

Как подтвердили “Фонтанке” в УБЭП ГУВД Петербурга, вопросы вызвала вполне конкретная сделка, заключенная Виталием Архангельским (главой холдинга OMG, в который входит “Выборгская судоходная компания”) в апреле 2008 года. Тогда, по данным правоохранительных органов, был подписан кредитный договор на сумму 360 миллионов рублей. Деньги судоходной компании дал в долг “Банк “Санкт-Петербург”.

В обеспечение возврата кредита Архангельский, якобы, дал собственное поручительство, поручительство подконтрольной ему страховой компании “СО “Скандинавия” и заложил судно, зарегистрированное в Лондоне на компанию “OMG Колпино Шиппинг Компани”. При этом, по данным банка “Санкт-Петербург”, согласно отчету об оценке, предоставленному компанией, судно на момент выдачи кредита стоило 490 миллионов рублей.

Когда банкиры поняли, что должник кредит не выплатит, предмет залога оценили эксперты, нанятые банком. Тут-то и выяснилось, что стоит оно в три раза дешевле заявленной цены – 4,5 миллиона долларов (или примерно 157 миллионов рублей).

Но и эти деньги выручить банку не удается. Дело в том, что корабль арестован в порту Эйвонхэд (Великобритания). Местные власти приняли решение о задержании судна из-за невыплат судовладельцем зарплаты морякам и долгами перед бункеровщиками.

В OMG с претензиями кредитора не согласны. Как прокомментировали в компании, отвечая на вопрос “Фонтанки”, стоимость судна снизилась по объективным причинам, а банк понес предпринимательские риски, которые не учел при заключении сделки. “В то же время, Группа OMG неоднократно предлагала банку “Санкт-Петербург” разработать программу рефинансирования кредита “ВСК”, выданного на очевидно короткий и неокупаемый срок - 1 год (OMG и банк «Санкт-Петербург» изначально оговаривали условия ежегодной пролонгации кредита), - сообщили в компании. - Пролонгация кредита инициировалась OMG за счет предоставления банку всех необходимых гарантий и поручительств, но кредитор отказался от прежних договоренностей и теперь, на наш взгляд, пытается найти способы по максимуму компенсировать понесенные убытки, которых можно было бы избежать”.

В банке парируют: решить проблему с кредитом компании можно было бы, если бы глава компании Виталий Архангельский не уклонялся от переговоров. По данным источников “Фонтанки” в правоохранительных органах, бизнесмен, действительно, идет на контакт крайне неохотно. Да и застать его в стране проблематично. Сейчас он, говорят, находится в Болгарии.

В OMG эти сведения косвенно подтвердили. “В связи с волнительной ситуацией вокруг Группы OMG на фоне банкротства “ВСК” Виталий Архангельский вынужден лично встречаться с основными партнерами и контрагентами OMG, большая часть которых является нерезидентами России. Сейчас он в очередной командировке”, - заявили в компании.

Напомним, 4 июня группа OMG публично заявила о необходимости остановить деятельность ООО "Выборгская судоходная компания". Как отмечал президент Группы OMG Виталий Архангельский, для банкротства компании есть несколько причин. Первая – значительное снижение объемов морских перевозок у всех игроков рынка в текущий экономический период.Также, по словам Архангельского, «в случае с ООО "Выборгская судоходная компания" общая экономическая ситуация осложнилась коротким сроком кредитования в банке “Санкт-Петербург” – 1 год”.

ООО "Выборгская судоходная компания" была создана в 2007 году в рамках Судоходно-портового комплекса OMG Ports. Первое судно «OMG Гатчина» было приобретено в конце 2007 года, суда «OMG Колпино» и «OMG Тосно» - в 2008 году. Все 3 судна ледового класса имеют необходимую международную сертификацию и обладают схожими параметрами с дедвейтом около 6 тыс. тонн. Компания оказывала услуги по морской перевозке контейнерных, навалочных и генеральных грузов, обеспечивая высокие показатели доходности до осени 2008 года.

Маша Могилевская,
"Фонтанка.ру"