Жертвы износа

Жертвы износа

Как известно, кризис – время сокращения производства и строительства. Естественным следствием этого должно было бы стать сокращение числа аварий, но не тут-то было: износ основных фондов растет.

Как известно, кризис – время сокращения производства и строительства. Естественным следствием этого должно было бы стать сокращение числа аварий, но не тут-то было: износ основных фондов растет. Даже в условиях сокращения производства через 2 – 3 года Россию может захлестнуть волна серьезных происшествий – нового оборудования в связи с кризисом закупать стали тоже меньше.

Эксперты уверены: сокращая издержки, менеджмент предприятий едва ли не в первую очередь будет экономить на безопасности. А ведь даже на инструктаж персонала и подготовку специалистов нужны немалые деньги, не говоря уж о защитных костюмах или оборудовании. Наличием свободного времени при сокращенном графике работы проблему безопасности не решить.

Кроме того, сокращение объемов производства вовсе не тождественно увеличению ресурса оборудования. Специалисты приводят пример: если газовая труба рассчитана на эксплуатацию при конкретном и постоянном давлении, то перебои с подачей или уменьшение давления может повлечь за собой прорыв этой самой трубы.

Впрочем, промышленность – это не основная головная боль для МЧС. По данным статистики Городского центра экспертиз (ГЦЭ), около 50% обрушений домов приходится на жилой фонд. Следом в печальном рейтинге следуют административные здания – 23% от общего числа обвалившихся сооружений. Отдельной строкой идут строящиеся торговые центры, которых среди рухнувших зданий порядка 10%. Здесь ЧП случаются из-за грубых нарушений техники безопасности.

Заводские цехи дают 17% обрушившихся зданий. Эксперты указывают, что величина аварий в этом сегменте существенно занижена: в рейтинге не учитывались засекреченные объекты. Информация о чрезвычайных ситуациях там зачастую не отражается статистикой.

В группе особого риска находятся жилые помещения. Проблема кроется, во-первых, в удручающем состоянии домов. 6% жилфонда Петербурга в аварийном состоянии, десятки тысяч домов требуют срочного ремонта. В частности, через несколько лет до критической точки дойдут пятиэтажки брежневских времен. Их строили на 25 лет, и эксплуатационный ресурс домов истек порядка 20 лет назад.

Во-вторых, до сих пор не существует нормативной документации по эксплуатации жилфонда. Если промышленные объекты еще проверяются «Ростехнадзором», то в отношении жилых домов никаких проверок не производится. Впрочем, соответствующий технический регламент уже прошел второе чтение в Госдуме. Согласно документу, собственник помещения будет обязан каждые два года проводить инструментальный контроль – вот только саму контролирующую организацию чиновники пока не определили, да и когда регламент вступит в силу, никто с уверенностью сказать не может.

Отсутствие контроля за домовыми коммуникациями уже повлекло за собой самые печальные последствия. Так, в последние годы возросло количество взрывов бытового газа. Аналитики подсчитали: в России каждые 43 часа взрывается газ в домах, люди гибнут и получают ожоги.

По данным ГЦЭ, за период с мая 2008 г. по май 2009 г. вследствие детонации газа погибли 39 человек, а серьезно пострадали 130. Специалисты объясняют печальную статистику тем, что последние 18 лет за внутридомовой газовой трубой никто, по сути, не следил. Еще в 1991 г. у «Ростехнадзора» отняли контролирующие функции в этой сфере, а лицензирование работ по эксплуатации подобного газового оборудования было отменено.

А вот новый технический регламент по пожарной безопасности действует уже с 1 мая 2009 г. Эксперты считают, что он должен снизить количество пожаров (особенно промышленных). Но доля таких происшествий невелика – не более 4% от всех пожаров, хотя ущерб от них достигает половины совокупных экономических потерь от огня. Новый регламент ужесточает ответственность собственника и дает ему стимул вкладывать деньги в пожарную безопасность, считают эксперты ГЦЭ. Жаль только, что, по их же оценкам, видимый эффект от документа должен проявиться не ранее чем через 7 – 10 лет.

Помимо буйства «красного петуха» серьезные опасения вызывает и состояние петербургских лифтов. В наших домах работают 31 910 подъемников, из которых 11 580 на данный момент отслужили свой срок. Есть в старом фонде поистине раритетные экземпляры, вывезенные из оккупированной Германии после войны.

В 1998 г. стартовала программа «Реконструкция и модернизация лифтов», и в течение 11 лет в рамках этой программы отремонтировано 3902 лифта (это 12,49% от общего их количества). В текущем году планируется отремонтировать еще 775 лифтов на общую сумму более 1,6 млрд руб. Отрадно, что на проблему как таковую обратили внимание чиновники из жилищного комитета петербургского правительства. Впрочем, несложные подсчеты показывают: такими темпами реконструировать все подъемники-ветераны удастся году этак к 2025-му. А к тому времени эксплуатационный ресурс исчерпают даже новые лифты.

В последнее время из-за дефицита бюджета город начал сокращать расходы на строительство и ремонт зданий, хотя эксперты предупреждали, что даже в подобной ситуации не стоит экономить на безопасности. Остается надеяться, что статьи по реконструкции коммуникаций и объектов инфраструктуры не попадут под секвестр.