Грозный: "С "Зенитом" будет тяжелее, чем с ЦСКА"

Грозный: "С "Зенитом" будет тяжелее, чем с ЦСКА"

Главный тренер «Терека» не обещает питерцам легкой прогулки, но при этом не собирается играть против них «первым номером» Один из самых артистичных - в лучшем смысле этого

Главный тренер «Терека» не обещает питерцам легкой прогулки, но при этом не собирается играть против них «первым номером»

Один из самых артистичных - в лучшем смысле этого слова - тренеров премьер-лиги отличается еще и максимальной открытостью. О футболе он готов говорить часами, а кое о чем (или о ком) в футболе - и вовсе круглые сутки. «Терек», возглавляемый Вячеславом Грозным вот уже более года, не только закрепился в элитном российском дивизионе, но и успел заработать статус крепкого середняка, с которым любому фавориту турнира приходится несладко. Вот и «Зенит» в Грозном ждет горячий - во всех смыслах - прием: днем в воскресенье в столице Чеченской Республики ожидается под сорок, поэтому матч решили начать попозже, когда жара спадет.
Это хорошая политика

- Многие называют «Терек» политическим проектом. Но разве футбольные клубы в принципе - это не элемент политики?
- Я согласен, что любой клуб кого-то представляет. Но смотря что считать политикой. Если команда в премьер-лиге представляет целый регион, и благодаря футболу на чеченской земле налаживается мирная жизнь, если болельщики могут своими глазами увидеть лучшие клубы страны, и у их собственного клуба есть перспектива - это хорошая политика.

Пусть будут сражения только на спортивных полях! Должен сказать, что президент республики Рамзан Кадыров - очень молодой, но очень мудрый руководитель, который любит свой народ, поддерживает всех, кто стремится сделать жизнь людей лучше, вне зависимости от национальностей. Он построил сначала христианский храм - а потом уже мечеть. Он сам очень спортивный человек, и при всей своей занятости старается использовать любую возможность, чтобы поиграть в футбол. Он в курсе всех наших дел, и не было еще случая, чтобы он не посетил нашу тренировку в Грозном и не встретился с командой, не побывал на матче - в том числе на играх молодежного состава. Его роль в жизни «Терека» действительно огромна, ее невозможно переоценить. И это не просто красивые слова. Ему очень приятно, что игроки нашей интернациональной команды в своих интервью искренне восхищаются тем, сколько внимания спорту в республике уделяет ее президент, насколько культурно ведут себя люди - никто не ругается матом, никто не пьет. На футболе у нас хорошая атмосфера - и об этом знают уже во всем мире.

- Но, несмотря на столь серьезное отношение властей к клубу, больших приобретений «Терек» себе позволить не может…
- Нет, конечно! Но у нас пока и нет задачи бороться с «монстрами» премьер-лиги, у которых хорошая инфраструктура, большие традиции. У них некоторые игроки стоят больше, чем весь бюджет «Терека», - например, Данни. Но это нормальная ситуация, они могут себе такие приобретения позволить. И я надеюсь, что со временем и мы сможем себе подобное позволить, как смог «Рубин». Но сегодня мы реально отдаем себе отчет, что должны набирать очки за счет командной игры. Мы не можем брать игроков уровня Данни, Семшова, Веллитона, Алекса - мы даже и не смотрим на таких игроков. Но аплодируем тем, кто их берет. Это здорово поднимает уровень нашего чемпионата.

- Ну а переговоры с румынскими игроками Никулаэ и Константином уже завершены?
- Нет, и всё, что об этом до сих пор писала наша пресса, не соответствует действительности. Они лишь в понедельник прилетели, и несколько дней должно было уйти только на медицинское обследование - а мы очень серьезно к этому вопросу подходим, потому что здоровье футболиста всегда должно быть на первом месте. Я очень хорошо знаком с восточноевропейским трансферным рынком, и еще год назад, только придя в «Терек», этими игроками интересовался, но их клубы тогда даже слушать нас не хотели о том, чтобы их отпустить. Зимой мы опять предприняли попытку, но снова шансов не было. А сейчас - может быть, в связи с тем, что наши три румына в своих интервью постоянно говорят о том, как спокойно и хорошо им работается в «Тереке», - к нам уже совсем другое отношение. Игроки готовы приезжать в Грозный, смотреть и разговаривать о контрактах.

- По всему видно, что работать в «Тереке» вам нравится. Не жалеете, что не сразу приняли предложение этого клуба? Ведь вы могли начать тренировать его на полгода раньше, а не в июне 2008-го.
- Меня действительно прекрасно здесь приняли, мне нравится поддержка, которую оказывают нам не только руководители республики, но и все окружающие люди. Так уж получается, что мне в жизни часто приходится принимать вызовы. Конечно, хорошо приходить в готовую команду, которая здорово играет, и почивать на лаврах. Совсем другое дело - быть, как Сергей Шойгу, который всегда там, где возникают самые тяжелые ситуации. Вот и мне с моим штабом приходится бывать в режиме МЧС, где другие даже боятся браться за работу. Хотя мне уже не нужно никому ничего доказывать - со «Спартаком» я стал пятикратным чемпионом России, дважды признавался лучшим тренером Украины, признавался лучшим в Болгарии, награждали меня и медалями, и званиями. Но команды, которые я брал, всегда играли в футбол и всегда давали результат. Почему я сразу не пошел в «Терек»? Были в то время очень серьезные предложения от команд, которые затем участвовали в Лиге чемпионов, но мне не удалось ни с кем договориться о том, что я могу прийти со своим штабом. Мало того, не стану скрывать, у меня и сейчас есть хорошие предложения, но есть и определенные договоренности с президентом - я пообещал, что как минимум до конца сезона буду работать в «Тереке». Если будет предложение, от которого невозможно отказаться, руководство смогло бы меня понять. Но сегодня надо думать о том, как удачно сыграть против каждого очередного соперника. Если ли же у меня не будет получаться - я сам приду и скажу: возьмите другого специалиста, который будет работать лучше меня.


Принципиально я против переигровок

- На кубковый матч в Саранск вы отправились в день игры и при этом взяли не всех основных игроков. Значит ли это, что вы изначально готовы были Кубком немножечко пожертвовать - в пользу подготовки к игре с «Зенитом»?
- Скорее всего, немножко - да. Частично. Потому что три матча за неделю, два из которых - с обладателями Кубка УЕФА, ЦСКА и «Зенитом», не каждый серьезный клуб сможет выдержать. А у меня двух составов, к большому сожалению, нет. Хотя и «Мордовия», наш соперник по Кубку, команда очень серьезная, и я понимал, что с ней тоже будет очень сложно. Но если бы я перегрузил игроков, на «Зенит» их могло не хватить.

- Ну, один из тех, кто играл с ЦСКА, против «Зенита» выйти все равно не сможет - это Забавник, получивший четвертую карточку…
- Да, как-то символично, что эту карточку перед игрой с питерским клубом ему дал питерский арбитр. От любого другого судьи было бы не так обидно ее получить. Но это шутка, конечно! Хотя, на мой взгляд, там не было нарушения. Кроме того, и мяч в наши ворота армейцы забили с нарушением правил - Нецид потянул на себя опекавшего его Илиева, мы этот момент с десяток раз пересмотрели. Обидно, что арбитры этого не увидели, иначе мы могли и выиграть.

- Зато пенальти в ворота ЦСКА был назначен после некоторой паузы благодаря сигналу лайнсмена.
- Да, конечно, но я могу сказать, что еще в первом тайме можно было назначать пенальти. Мало того, Мамаева - удалять, показав вторую желтую карточку. Почему судья этого не сделал, я до сих пор не понимаю, ведь человек, имея предупреждение, прыгал сзади в ноги нашему игроку, а все ограничилось внушением… Наверное, боязнь больших клубов у наших судей все-таки существует. Хотя в те времена, когда я работал в «Спартаке», этого не было - нам и желтых, и красных давали немало. Футбол, что ли, с тех пор изменился? Жизнь, скорее всего, изменилась. Сейчас каждое очко на вес золота, и это действует на всех - на игроков, тренеров, судей, функционеров.

- Кстати, о судействе. Как относитесь к тому, что «Москва» требует переиграть матч с «Зенитом» из-за ошибки арбитра Малого? Что вообще вы думаете о переигровках?
- Конечно, их не должно быть в принципе. Ведь в каждом матче к чему-нибудь можно придраться. Я, например, во многих играх вижу, что угловые с левого фланга подают из-за пределов радиуса, а судья не может этого видеть. И любая команда теоретически может опротестовать такой момент, посмотрев видеозапись. Наверное, в случае с матчем «Зенит» - «Москва» какие-то санкции должны быть применены к арбитру. Я понимаю, конечно, «Москву», которая считает, что законно забила гол или как минимум имела право перебить пенальти. Но я не сторонник переигровок - иначе наш чемпионат может непредсказуемо затянуться. Лучше ввести систему видеоповторов, не допускающую подобных вещей. И рано или поздно мы обязательно к этому придем, поверьте, хотя сейчас многие по-прежнему против этого. Говорят, мол, каждую минуту придется игру останавливать - да не каждую, конечно! Таких ситуаций бывает по одной-две за матч. Конечно, «Зенит» - классная команда, что тут говорить. И «Москва» очень достойно выглядела, хороший матч был. Нам очень сложно будет с «Зенитом» играть, я реально отдаю себе в этом отчет. Сложнее, чем с ЦСКА.

- Почему?
- У ЦСКА уже не было Жиркова, не играли Карвалью и Вагнер Лав. Это футболисты, многое определяющие в игре армейцев. У «Зенита» из потерь только Тимощук. Я не беру вратаря, потому что у «Зенита» и Малафеев, и Чонтофальски являются голкиперами одинаково высокого уровня. К тому же Чонтофальски поймал кураж, вытащив пенальти. А потеря Тимощука компенсируется большим движением в средней линии. Игроки «Зенита» успевают дорабатывать и накрывать соперника в середине. Раньше Тимощук выполнял огромный объем черновой работы, и у остальных была возможность больше думать об атаке. А сегодня все работают без мяча. Команда очень подвижная, легкая, умная, техничная, хорошо организованная. Так что очень сложно будет с «Зенитом». ЦСКА, мне кажется, посчитал себя клубом более высокого класса, чем «Терек», - что вполне естественно! Но когда столкнулся с нами на поле, мог еще в первом тайме получить три мяча. «Зенит», посмотрев наш матч с ЦСКА, совсем по-другому к нам отнесется. Правда, им организуют очень серьезный прием наши болельщики, потому что в прошлом году они «Зенит» в Грозном не увидели. Искусственным путем нас дисквалифицировали, а потом не дали еще и провести матч во Владивостоке. Категорически настояли на том, чтобы мы «Зенит» там не принимали. В итоге играли в Махачкале, а Махачкала болела против нас.

- Но во Владивостоке вообще не было бы болельщиков - ни «Зенита», ни «Терека»!
- И отлично! Зато «Зенит» бы нормально налетался, да еще и не все его игроки успели бы на Дальний Восток из своих сборных. А мы оставались бы там после игры с «Лучом», нам готовы были создать все условия, и у нас была бы возможность взять очки… Но ведь «Зениту» надо было еще играть в Лиге чемпионов, и мы чисто по-человечески подумали, что петербуржцы от таких перелетов могут и не отойти. Можно сказать, мы поступили в интересах российского футбола.

- А «Зенит» все равно взял и проиграл в Турине…
- Но играли достойно! Они были как минимум не хуже «Ювентуса», и не пропусти они с того штрафного, не проиграли бы матч.

- Вы очень зажигательно танцуете после победных матчей. Специально этому обучались?
- Нет, что вы! Это состояние души - я в жизни лезгинку не танцевал до приезда в Грозный. Будем выигрывать - буду каждый раз плясать!

- Надеетесь, наверное, и в воскресенье станцевать?
- Сложно будет, даже ничья станет для нас не худшим вариантом. Конечно, я хочу победить - если этого не хотеть, тогда надо идти чем-то другим заниматься. Торговать, например. Конечно, я и «Милан» хочу обыграть, и «Барселону», и «Челси», но я реалист и понимаю, что у меня возможностей для этого нет. Да, сложно будет играть с «Зенитом», но мы ведь тоже не кукурузу охраняем! И поверьте мне, поездка в Грозный для игроков «Зенита» прогулкой не будет. В Грозном я легкой жизни никому не обещаю.

- С ЦСКА вы играли «первым номером». Наверное, можете так рискнуть и с «Зенитом»?
- Нет, с «Зенитом» не буду. Питерцы могут очень быстро за это наказать. А ЦСКА обороняется намного хуже, чем атакует. Поэтому был смысл перегрузить оборону армейцев. К тому же никто от нас не ожидал, что мы можем так с ними сыграть! Это считалось бы авантюрой, а мы решили, что был смысл попробовать, и в большинстве эпизодов мне игра понравилась. С «Зенитом» будет по-другому, намного плотнее.


- Общаться с вами и не затронуть фигуру Олега Романцева было бы странно…
- Я могу говорить о нем двадцать четыре часа в сутки. Мы дружим семьями. И я горжусь дружбой с этим неординарным человеком. Я рад, что он вернулся в «Спартак» в качестве консультанта, хотя он и не уходил - сердцем и душой он всегда в «Спартаке». Он одним глазом, как рентгеном, видит состояние игроков. Может подсказать какие-то штрихи, моменты, которых другие тренеры годами, десятилетиями не увидят. Он самый сильный российский тренер, и пусть никто не обижается. Надо ведь смотреть на результаты, а он выводил сборную в финальные стадии чемпионатов мира и Европы, он навыигрывал столько, что можно со счету сбиться, стольких игроков для сборной подготовил. Уже его ученики тренерами работают. Спросите, почему он не хочет работать? Ему интересны только серьезные проекты, где все солидно и никто не мешает тренеру. А в последнее время, что греха таить, в тренерскую работу вмешиваются, пытаются диктовать, кого брать, кого ставить, кого менять. Раньше слово наставника было решающим. И если бы кто-то из функционеров начал вычислять процентную долю участия тренера в успехах команды, было бы смешно. А теперь - грустно. Потому что это означает непонимание роли тренера. Это так же некорректно, как сравнивать вклад в успех спектакля его режиссера и работников гардероба. Да, в футбол пришло немало людей, готовых отдавать свои деньги и рассчитывающих получить результат. Они вправе иметь свое мнение - но не надо мешать работать тренеру. Нельзя мешать творческой личности! И Романцев не будет работать, если ему кто-либо будет мешать. Иногда читаешь газеты и думаешь: как же так, ведь вы же не были у меня на установке! Я же не давал игрокам задания делать то, за невыполнение чего вы их упрекаете! Хотя, конечно, над тренером многое довлеет, и он может многое потерять в случае неудачи.

- Но вот если взять, к примеру, Дика Адвоката, то над ним ничего не довлеет: он знает, что все равно уйдет в конце года, и никто его раньше срока не снимет. Это хорошо для команды?

- Палка о двух концах. Валерий Газзаев в прошлом году заранее объявил, что уйдет, и это раскрепостило команду, она преобразилась, как по мановению волшебной палочки, объединилась и стала играть за своего тренера. Может быть, в надежде, что в конце года Валерий Георгиевич изменит свое решение. Но он же кавказец, а значит, раз дал слово, то должен его сдержать. Дик Адвокат поступил, как европеец. Он дал руководству «Зенита» возможность заблаговременно подыскать нового тренера, который сможет полгода наблюдать за командой и готовить себе новых игроков. Это нормальный шаг с точки зрения профессиональной и человеческой. И, конечно, Адвокат будет так же профессионально продолжать выполнять свою работу, по-другому он просто не может. А вот психология футболистов нашей, советской ментальности… Они могут подумать: а зачем выкладываться при этом тренере, если потом все равно придет другой? Но не думаю, что так произойдет. У «Зенита» всегда будут максимальные задачи, он хочет быть первым в нашем футболе, и я очень хорошо к этому отношусь. Могу только пожелать «Зениту» всяческих успехов. Мне нравится и город Петербург, я никогда этого не скрывал В нем хорошая аура, и люди в нем добрые, талантливые. Они очень болеют за свою команду. Есть еще в Петербурге талантливейший человек Александр Драгункин, благодаря его методике можно за несколько недель выучить любой иностранный язык. Я с ней ознакомился, и она очень мне помогла в работе.

Источник: "Спорт Уик-Энд"