Европейское качество жизни

Европейское качество жизни

Как сообщил председатель петербургского комитета по тарифам Дмитрий Коптин, августовское повышение цен – это ежегодное мероприятие.

Как сообщил председатель петербургского комитета по тарифам Дмитрий Коптин, августовское повышение цен – это ежегодное мероприятие. Причем в этом году власти учли кризис и трудное положение граждан, подняв цены всего на две услуги. Вывоз мусора подорожал по требованию Фонда содействия реформированию жилья, которое заключается в том, чтобы с 1 января 2010 года полностью освободить бюджет от финансирования «мусорного вопроса». Ну а содержать внутренние газовые трубы стало дороже из соображений безопасности.

Петербуржцам нелишним будет уяснить, что под внутридомовыми трубами подразумеваются те, которые подают газ до квартиры. От вентиля и непосредственно до газовой плиты тянется уже труба, находящаяся в собственности у жильцов. Ее обслуживать из общих денег не будут.

Управляющие компании считают, что повышение цен оправданно и логично. Более того, для качественной эксплуатации жилищного хозяйства необходимо повышать стоимость услуг. Подобные заявления нередко вызывают негодование у петербуржцев: многим и так нечем платить за квартиру, а тут еще и повышение!

Здесь стоит обратить внимание на структуру платежей. По словам председателя совета Ассоциации управляющих и эксплуатирующих организаций в жилищной сфере Евгения Пургина, до 80% квартплаты уходит монополистам (за воду, тепло, электричество и газ) и только 20% идет на обслуживание. Средняя по Петербургу сумма, на которую управляющие компании содержат дома, в 10 раз ниже аналогичных расценок в Прибалтике и в 100 раз ниже, чем в Германии.

В принципе любой дом решением общего собрания жильцов в состоянии самостоятельно поднять свою квартплату хоть до эстонского, хоть до немецкого уровня. Но необходимо понимать, что размер платежей нельзя рассматривать в отрыве от зарплат бюджетников и средней стоимости квадратного метра жилья. При сравнительно низких ценах на квартиры и сравнительно высоких зарплатах те же эстонцы могут позволить себе платить в 10 раз больше, чтобы жить в чистоте и комфорте. Чего не скажешь о петербуржцах, которые встречают идеи о повышении квартплаты без всякого энтузиазма.

Управляющие компании считают, что монополистам можно платить меньше, учитывая низкое качество «исходного продукта», который те поставляют. Пургин приводит следующие данные: энергопотери, которые происходят на стадии транспортировки тепла, составляют до 70%, что в среднем в три раза выше европейских показателей. В таких результатах виновато плачевное состояние коммуникаций, а платят за потери все те же потребители. Кроме того, сама горячая и холодная вода по своему химическому составу представляют агрессивную среду для трубопроводов. Даже за 2 – 3 года внутридомовые трубы могут прийти в негодность из-за некачественной воды. Нередко случается и так, что ремонт прогнивших труб вне дома пытаются возложить на управляющие компании, жалуется Пургин. К сожалению, система очистки и транспортировки воды сегодня находится на отсталом технологическом уровне.

Единственно доступным на сей момент способом платить адекватные деньги за поставки монополистов эксперты видят в повсеместной установке счетчиков, причем не только на воду, но также на тепло и газ. Они позволят рачительным хозяевам платить меньше, а транжирам – задуматься о рациональном потреблении. Принцип разумной достаточности как раз и является основным атрибутом того самого европейского качества жизни, о котором нам рассказывают в рекламных роликах о роскошных квартирах...

Только вот государство на оснащение домохозяйств счетчиками выделяет явно недостаточно средств (в этом году порядка 1,5 млрд руб.), а за свои деньги петербуржцы не очень-то спешат ставить дорогостоящее учетное оборудование.

Эксперты склоняются к мнению, что рыночное ценообразование услуг необходимо. К примеру, за возможность жить в доме дореволюционной постройки необходимо и платить соответствующие деньги на его содержание – это логично.

Что же касается твердых бытовых отходов, то на этой статье расходов тоже можно экономить, вводя в обиход селективный сбор мусора. Стекло, картон, металл, пластик – все это можно сдавать на переработку, но только по отдельности. В Швеции, к примеру, отходы сортируют по 17 (!) разным категориям.

Однако у нас в городе идея селективного сбора мусора не прижилась – народ продолжает безоглядно бросать свой хлам как и куда придется. Управляющие компании полагают, что переложение финансового бремени за транспортировку бытовых отходов с бюджета на плечи граждан поможет воспитать в них сознательность. Оплачивая труд мусоросборщиков по полной программе, горожане рано или поздно задумаются о том, как же можно на этом сэкономить.

Идея свободного рынка, конечно, хороша. Однако в ней не учтен фактор льготников, которых в Петербурге немало. Они физически не в состоянии платить за квартиру большие деньги. Но бизнесменов (кем, по сути, являются управляющие конторы) это не интересует. Эти граждане имеют заслуги перед государством, а не перед бизнесом.

Скоро все без исключения будут платить полную стоимость коммунальных услуг, а льготы будут монетизированы. Вопрос в том, насколько адекватно тратам будут осуществляться эти государственные «льготные» выплаты. Ведь инфляция и удорожания у нас, как правило, бегут далеко впереди размеров субсидий.