Море волнуется

Море волнуется

Шик вы оцените, если знаете, сколько стоят каюты. Для вузов, разумеется, сделали скидки, но все же: обычному человеку таким...

Шик вы оцените, если знаете, сколько стоят каюты. Для вузов, разумеется, сделали скидки, но все же: обычному человеку таким вот образом осмотреть окрестности собственной малой родины – как съездить на пароме в заграничную Финляндию со Швецией.

Морфест в кризисный год не только не сел на мель (бог знает, как выкрутились) – он стал международным: на теплоходе слышалась финская речь – присоединились экологи из Суоми; а конкурсные видеосюжеты (было среди прочих и такое соревнование) прислали авторы и вовсе из полусотни стран.

Назвать фестиваль, когда-то инициированный Морским техническим университетом (Корабелкой), поддержанный Университетом водных коммуникаций, Северо-Западной академией госслужбы, Гидрометом и другими, междусобойчиком мор-
ских вузов – язык отсохнет: были представители вузов Самары (не самого морского города); были представители МГУ (не самого морского университета). Вообще же заявки на участие – как в береговой части фестиваля, так и в «теплоходной» – подали больше сорока регионов.

После первой ночи на теплоходе «взрослые» (вузовская общественность, политики, учредители фестиваля, спонсоры) сонно жаловались друг другу: «Так и не заснул. В соседних каютах всю ночь песни... Вы не в курсе, может, они за день подустанут...». Те, кто был в курсе (на фестивале не впервые), советовали оставить всякую надежду: «Не подустанут. Мужайтесь, такое будет каждую ночь».

Каждую ночь дискотеки (оправданные – потому что попутно шел конкурс ди-джеев); конкурсные песни (бардовские, перетекающие в эстрадные); внеконкурсные под гитару – из десятка кают. Днем на одной палубе стенгазеты рисуют; на другой – номера репетируют; в какой-то каюте тренируется коллектив барабанщиц. В теплоходном кафе проректоры сетуют на ЕГЭ (конференция «Идеология партнерства в организации учебно-воспитательной работы...»); в конференц-зале студенты обсуждают устройство судна (конференция «Водный транспорт России: история и современность»). На верхней палубе – «лежбище котиков»: временно свободные участники фестиваля принимают солнечные ванны.

При периодических высадках на берег (скажем, на Валааме) часть пассажиров обсуждают с местными властями экологические проблемы; часть пускаются в поход по скитам; часть приветствуют приплывших (пардон, пришедших) к Валааму на шлюпках тоже представителей тоже морских учебных заведений. Эти двигали сами по себе: у них традиция – приходить на острова архипелага и прибираться. Так было и на этот раз. Шлюпари облазили пять островов, сгребли мусор; морфестовцы тоже к уборке руки приложили. Потом директор госучреждения «Природный парк «Валаамский архипелаг» Владимир Высоцкий говорил, как это здорово – хотя бы так, отдельными акциями. Чтобы привлечь внимание. Потому что сейчас в распоряжении Валаама – одна свалка, принадлежащая частному лицу и работающая по технологиям «позавчерашнего дня»: все без разбору закапывается. Для монастыря обзавестись современным маленьким мусороперерабатывающим заводом, кажется, единственная возможность не потонуть в отходах.

За эти пять дней (а считая с петербургскими мероприятиями, почти десять) студенчество не угомонилось ни разу. Ни после беготни на береговых «историко-патриотических играх», напоминающих «Зарницу», ни после интеллектуального напряжения на «Что? Где? Когда?». И, кажется, ни разу эта гремучая разновузовская смесь не взорвалась – директор фестиваля морской человек Анатолий Константинов способен потушить любой конфликт в зачатке одним своим тишайшим голосом.

...Морфест проходит раз в два года. Следующий, пятый, примет у себя Архангельск: таким образом он отметит 300-летие со дня рождения Михайлы Ломоносова. Петербуржцы тоже будут там.