Северный ледовитый компромисс

Северный ледовитый компромисс

Штокмановское газовое месторождение располагается в центральной части шельфа Баренцева моря на расстоянии около 600 км от Мурманска на глубине около 340 метров.

Штокмановское газовое месторождение располагается в центральной части шельфа Баренцева моря на расстоянии около 600 км от Мурманска на глубине около 340 метров. В мировом рейтинге залежей природного газа оно занимает девятое место после месторождений в Катаре, Иране, Туркмении и даже в России. Запасы на Штокмане составляют приблизительно 3,8 трлн кубометров природного газа и 37 млн тонн газового конденсата. Это сравнительно немного на фоне таких месторождений, как катарское «Северное» или иранский «Южный Парс» с суммарным объемом запасов 28 трлн кубометров газа. Таким образом, в мировых масштабах Штокман не выглядит гигантским проектом.

В России тоже есть залежи «голубого топлива», превосходящие Шктомановское даже по остаточным объемам: Уренгойское (10 трлн кубометров) и Ямбургское (5,2 трлн кубометров), которые еще с советских времен успешно эксплуатируются. Сейчас они принадлежат дочерним структурам «Газпрома». Еще одно, Бованенковское месторождение на Ямале объемом 4,9 трлн кубометров, должно быть запущено в эксплуатацию в третьем квартале 2012 года.

Кстати, начало добычи газа на Ямале было отложено на 12 месяцев в июне этого года (уже в третий раз): до этого планировалось начать работу в 2011 году. В качестве причины эксперты указывают снижение спроса на российский природный газ. Кроме того, к Бованенкову еще не подведены ни трубопроводные, ни железнодорожные коммуникации.

Таким образом, приоритетным проектом остался Штокман. Специально для его разработки будет протянуто около 550 км газовой трубы по дну Баренцева моря до берегового поселка Териберка, а оттуда – еще почти 2 тыс. км по суше до Выборга (оттуда по подводному газопроводу «Северный поток» газ пойдет в Германию). В Териберке планируют построить крупный завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) производительностью 7,5 млн тонн в год – в основном для продажи в США и другим иностранным потребителям. Весь комплекс, включая бурильную и вспомогательную инфраструктуру, планируют запустить в 2013 году, а начать экспорт – годом позже.

Известно, что затраты на обеспечение добычи на шельфе по определению выше, чем на сухопутных месторождениях. Поэтому стороннему наблюдателю не совсем понятно, почему в центре внимания оказался, мягко говоря, не самый рентабельный Штокмановский проект. Впрочем, по мнению независимого экономического журналиста Дмитрия Верхотурова, эта затея в большей степени политическая, нежели экономическая. Дело в том, что федеральное правительство давно стремилось установить долгосрочные партнерские отношения с Евросоюзом, в том числе с помощью совместных разработок сырьевых залежей. Однако «Газпром» всегда был категорически против того, чтобы пускать иностранные компании на «свои» месторождения. Поэтому и был выбран «компромиссный» Штокман, совместная разработка которого выгодна и российскому сырьевому монополисту, и западному бизнесу, и политикам.

Для освоения Штокмана весной 2008 года в Швейцарии была создана компания «Штокман Девелопмент АГ», контрольный пакет акций (51%) которой принадлежит «Газпрому», а остальная часть разделена между французской компанией Total S.A. (25%) и шведской корпорацией StatoilHydro ASA (24%). Причина, по которой совместное предприятие зарегистрировано в Швейцарии, заключается в некоторых особенностях российского законодательства. Во всяком случае главный исполнительный директор «Штокман Девелопмент» Юрий Комаров утверждает, что условия их рамочного соглашения с зарубежными партнерами «невыполнимы в российских условиях»: как в части проектного финансирования, так и в части компенсаций при выходе из проекта. При этом, по словам Ю. Комарова, налоги компания-девелопер будет платить в России.

Стоит вспомнить, что российские законы вообще определили добычу природных ископаемых как стратегическую отрасль, в которую вход иностранным инвесторам запрещен – кроме как по решению специальной госкомиссии, то есть строго в индивидуальном порядке. Впрочем, участие иностранного капитала в разработке нефтегазовых месторождений – этап давно пройденный. Уже лет пять как вполне успешно осваиваются нефтяные и газовые залежи на Дальнем Востоке. Так, на объекте «Сахалин-1» работает консорциум из ExxonMobil, «Роснефти», ONGC и SODECO, а «Сахалин-2» осваивает «Газпром» совместно с Shell, Mitsui и Mitsubishi.

И все-таки Штокмановское месторождение по-своему уникально. В первую очередь – из-за очень тяжелых условий добычи. Качать газ в северном Баренцевом море намного дороже не только по сравнению с теплым Персидским заливом или даже с ямальской тундрой. Освоение месторождения планируется провести в три этапа, средний объем добычи – 71 млрд кубометров газа в год. Полностью закончить выработку в «Штокман Девелопмент» намереваются через 50 лет.

Строительство комплекса должно начаться уже в 2010 году. От шести донных плит с «буровыми окнами» по гибким райзерам (шлангам) газоконденсатная смесь будет поступать на технологическое судно типа FPU. Кстати, в случае опасности от надвигающегося льда это судно может отсоединиться от райзеров и самостоятельно уйти с траектории движения ледяной горы. На FPU будут выравнивать давление газа для отправки по донному магистральному газопроводу в Териберку. Помимо базы на Кольском полуострове рассматривается и вариант с базой на Новой Земле, которая находится всего в 200 км от месторождения и даже имеет необходимую транспортную инфраструктуру. Нерешенным остается только вопрос, как оттуда тянуть трубопровод на большую землю.

Вообще в проекте освоения Штокмановского месторождения до сих пор много «белых пятен». Так, до сих пор не оглашается объем инвестиций. Ясно, что сумма будет внушительная, однако до марта 2010 года она, по всей видимости, останется тайной. Именно в начале весны «будет принято окончательное инвестиционное решение». Иными словами, станет известно, будут ли вообще западные партнеры вкладывать деньги в этот проект. Тогда же должно начаться и проведение тендеров на поставку оборудования: от судов-газовозов до металлических труб.

Менеджмет «Штокман Девелопмент» намеревается максимально увеличить долю российских производителей в техническом обеспечении проекта. Впрочем, «Санкт-Петербургские ведомости» уже писали о новой буровой платформе для «Газфлота», которая будет использоваться в том числе и для работы на Штокмане (см. номер за 9 июля 2009 года). Напомним, что вся «начинка» платформы была закуплена за границей, а Выборгский судостроительный завод поставил для нее лишь металлический корпус понтона. Эксперты считают, что и в дальнейшем тенденция сохранится: с отечественных предприятий будут поставляться в основном трубы, металлоконструкции, корпуса и тому подобное оборудование с относительно низкой добавленной стоимостью.