Смольный и ЗакС сговорились против сговора

Смольный и ЗакС сговорились против сговора

Методы вице-губернатора Михаила Осеевского по борьбе со сговором на аукционах за два месяца не принесли результата. В августе чиновник разослал письма распорядителям, в которых рассказал, как

Методы вице-губернатора Михаила Осеевского по борьбе со сговором на аукционах за два месяца не принесли результата. В августе чиновник разослал письма распорядителям, в которых рассказал, как выявлять и как бороться с хитростью участников, желающих подзаработать на торгах. А в октябре о тех же самых проблемах заговорили в городском парламенте на контрольной группе.

90 процентов аукционов замешаны на сговорах. В результате либо изначальная цена торгов снижается минимально — на 0,5 — 4 процента, либо проваливается на 70-80 процентов из-за спекулятивного демпинга. Об этом в городском парламенте говорила зампред КЭРППиТ Ольга Ромашова. Напомним, что заключение контракта по результатам проведения аукциона происходит следующим образом: заказчик объявляет аукцион, назначает максимальную цену, а участники в ходе борьбы за контракт предлагают выполнить работы или оказать услуги, пошагово снижая цену контракта. Кто меньше всех предложит - тот и победил. Однако представители компаний стали договариваться «на лестнице», кто на какой контракт претендует, чтобы никто из соперников препятствий не чинил. В результате первоначальная цена снижается минимально, а бюджет не получает средств от экономии.

Депутаты решение знают — надо писать законы. Точнее, инициировать поправки в ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Пока же для главных распорядителей действуют специально разработанные для борьбы со сговором рекомендации вице-губернатора Михаила Осеевского.Так, главные распорядители средств бюджета должны «внимательно наблюдать» и «настораживаться», если заметят «единообразие и синхронность действий участников аукциона, направленных на определение в ходе аукциона цены контракта с минимально возможным снижением от начальной цены контракта». Или если обнаружат на аукционе участников, которые «присутствуют, но ни разу не заявили о своем предложении». Также признаками сговора является «неявка одного или нескольких участников». Основным же показателем будут считать «незначительное снижение цены контракта (чаще всего до 5 процентов)». Так как обычно, если аукцион «честный», начальная цена уменьшается примерно на 20 процентов.

Согласованные действия нарушают закон «О защите конкуренции». И влекут, по КоАПу, наказание для должностных лиц - от семнадцати до двадцати тысяч рублей, либо дисквалификацию на срок до трех лет; для юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых суммы выручки от реализации товара. А также действия участников могут подпадать под ряд статей Уголовного кодекса. В связи с этим Осеевский призывает заказчиков аукционов при обнаружении недобросовестных бизнесменов обращаться в ФАС и в УБЭП.

Однако большая часть рекомендаций касается дипломатических методов воздействия на лжепобедителей аукционов. Например, вице-губернатор рекомендует заказчикам писать письма победителям и предлагать снизить цену заключаемого контракта на 15 процентов от начальной цены. В остальных случаях брать исполнение госконтрактов «на особый контроль», требуя от поставщиков товаров и услуг неукоснительного исполнения своих обязательств. Другими словами, придираться к исполнению госконтракта «до запятых».

Тем не менее, специалисты полагают, что самым лучшим лекарством от сговора для госзаказчиков может стать проведение аукционов в электронной форме. Считается, что шансов на то, что «железобетонные» договоренности участников могут разрушиться неожиданным появлением «варяга», будет больше. Проблема заключается лишь в том, что в электронном виде аукционы можно проводить только тогда, когда речь идет о суммах контрактов до 1 миллиона рублей. По мнению одного из финансовых специалистов Смольного, это ограничение давно пора расширить, например, до 50 миллионов. Возможно предложения по корректировке федерального законодательства будут касаться как раз-таки этой новации.

Напомним, что в начале июля проблемой проведения аукционов озаботился и глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин. Он предложил записывать на видео все государственные аукционы. Рассказывая журналистам о поправках в закон о государственном заказе, которые предлагает СП, он заявил: «Вокруг бюджетных денег крутится масса жуликов. Видеосъемки, - подчеркнул Степашин, - обязаны будут организовывать сами госзаказчики, чтобы были четко видны лица: кто глаза отводит, у кого руки трясутся, кто потеет».

Справка:

По данным на 7 октября, в 2009 году по петербургским ведомствам размещено заказов на 190 миллиардов 918,4 миллиона рублей (на 5 августа, когда было опубликовано письмо Осеевского, было 173 миллиарда рублей).

Из них по открытым аукционам — на 55,9 миллиарда (было 49,2 миллиарда), что составляет 29,3 процента от общего объема (в августе было 28,4 процента).
Доля электронных аукционов при этом чрезвычайно мала и составляет 0,93 процента (1,7 миллиарда рублей), хотя она и выросла за два месяца с 0,55 процента.

Александра Медведева, «Фонтанка.ру»