Новая жизнь автохлама

Новая жизнь автохлама

Дворовые «памятники» Изначально у нас планировалось начать премировать автовладельцев с января 2010 года, а уже к декабрю – утилизировать 200 тыс.

Дворовые «памятники»

Изначально у нас планировалось начать премировать автовладельцев с января 2010 года, а уже к декабрю – утилизировать 200 тыс. машин. Правительство выделило и 10 млрд рублей из Стабфонда. Однако в конце ноября Минпромторг признал, что в такой короткий срок систему авторециклинга наладить не удастся, так как нет ни правовой, ни инфраструктурной базы.

До недавнего времени в РФ вопрос об утилизации машин вообще не стоял. В советское время объем автопарка был весьма скромным, и особых проблем отслужившие свое машины не создавали. Однако начиная с 1990-х годов в страну хлынул поток подержанных иномарок, которые на родине считались отработанным материалом. Увеличили объемы выпуска и отечественные производители.

Стоит напомнить, что, пусть и не от хорошей жизни, россияне свои автомобили привыкли эксплуатировать «до последнего издыхания». В утиль машины отправляют разве что после серьезных ДТП, да и то не всегда. Если авто худо-бедно на ходу, его продают «бомбилам» или молодняку. Ну а коли уж машина совсем одряхлела, то ее, бывает, просто бросают на улице. Предприимчивые граждане нередко устраивают в салоне старых автомобилей склад хлама, который не поместился в чулане или на балконе.

Часто причиной, из-за которой старый автомобиль остается тихо догнивать во дворе или на обочине, является обычная лень. А ведь такой дворовый «памятник» можно всего за несколько часов снять с учета в МРЭО. Для этого не нужно ни предъявлять само авто, ни даже его номер. Владелец же снимает не машину с учета, а ответственность – с себя.

По подсчетам экспертов, около 40 гектаров территории Петербурга занято такой автомобильной недвижимостью. Это почти десять Дворцовых площадей. На вечном приколе стоят от 20 до 25 тыс. машин. Город тратит 30 – 40 млн рублей в год, вывозя эту рухлядь на свалки, но ситуация ощутимо не меняется. По всей же России из строя выбывают примерно 50 тыс. автомобилей в год, из которых утилизируется только 5%.

Выгоднее бросить

Ущерб от хранения на улице отживших свое машин колоссальный. Во-первых, они занимают дефицитные парковочные места. Во-вторых, под дождем и снегом гниют сотни тонн ценного металла, которые могут быть переработаны. Не говоря уж о том, что старые автодоходяги, которые еще колесят по городу, наносят значительный вред атмосфере и являются потенциальными организаторами ДТП.

Винить во всех этих грехах несознательных автомобилистов, конечно, можно и нужно. Но все-таки надо признать, что мотивации к тому, чтобы организованно сдать автомобиль во вторичную переработку, у нас нет решительно никакой. Единственное в Петербурге предприятие, которое занимается авторециклингом, находится в Горелове. Довезти туда машину на эвакуаторе стоит от 1,5 до 2,5 тыс. рублей. В качестве компенсации владелец получит 2 – 3 тыс. рублей, да и то не факт. При этом почти за любую машину можно выручить те же несколько тысяч рублей у перекупщиков – если продавать ее на запчасти.

Проблема также и в том, что за брошенное во дворе авто наказать водителя практически невозможно. Конечно, в недавно принятом петербургском законе «Об административных правонарушениях в сфере благоустройства» есть пункт, предусматривающий штраф за оставление «разукомплектованного транспортного средства» на улице. Однако если на машине нет номеров, то владельца установить очень сложно. Ну а если хозяина все-таки удастся найти, то он всегда может сказать, что машина, мол, просто неисправна, а на ее ремонт денег нет из-за кризиса.

Мертвая отрасль

При значительных вложениях на первом этапе в долгосрочной перспективе авторециклинг может стать хорошим двигателем экономики. Как рассказал президент НП «Объединение ломопереработчиков Северо-Западного региона» Альберт Ищенко, в мировой практике применение находят практически все вторичные автокомпоненты. Металл, резина, пластик, стекло, аккумуляторы – все это может быть переработано, а затем использовано как в автопроме, так и в других отраслях промышленности.

Меж тем в нашем регионе развита только переработка металла, да и то относительно. Упомянутый завод в Горелове зарабатывает именно на поставках вторсырья металлургам. Все остальное (пластик, резина, технологические жидкости и т. п.) с машины снимают, сливают и захоранивают на мусорном полигоне. Кроме того, в Петербурге и Ленобласти есть три предприятия, которые за переработку одной тонны авторезины берут по 4 – 5 тыс. рублей. Стекло, пластик и аккумуляторы на Северо-Западе не перерабатывает никто, все это в случае чего придется везти в другие регионы. Схема, согласитесь, не самая удобная. В итоге в рециклинг идет не более 5% автомобильных отходов.

Для экологичного и цивилизованного процесса автопереработки фактически требуется создать с нуля целую отрасль промышленности. И дать толчок развитию этой сферы может только государство. Отдельным бизнес-структурам создавать перерабатывающие производства в нынешних условиях попросту невыгодно – точно так же, как невыгодно автовладельцам сдавать свои старые машины.

Инвестиции на постройку авторециклингового предприятия мощностью до 100 автомобилей в сутки эксперты оценивают в 50 млн рублей, крупный завод обойдется в 50 млн евро. Помимо оборудования требуется участок с подведенными инженерными коммуникациями, транспортная доступность... А такая земля в Петербурге и Ленобласти стоит немало.

Перспектива лома

По мнению Альберта Ищенко, начинать нужно с малого. Теоретически можно перерабатывать автомобили на мощностях существующих промышленных предприятий, например Кировского или Ижорского заводов. Там во всяком случае есть площадки, коммуникации и логистика. Также можно было бы загрузить существующие предприятия по переработке автолома: гореловский завод может перерабатывать до 500 машин в сутки, а сейчас работает только на 5 – 10% своей мощности.

Пока никто не знает, как будет работать механизм премирования автовладельцев, сдающих в утиль своих отслуживших железных коней. Очевидно, что кроме 50 тыс. рублей «бонуса» хозяину государство должно будет компенсировать расходы переработчиков – а это около 3 тыс. рублей. Автовладельцам в таком случае придется раскошеливаться на услуги эвакуатора.

Компенсация 3000 рублей, по словам Альберта Ищенко, едва покроет затраты предприятий по разборке машин: «В 2009 году мировые цены на лом упали в несколько раз. Если в 2010 году наметится рост, то переработчики смогут выйти на уровень прибыли за счет продаваемого лома. Если цена останется текущей, то бизнес будет нулевым. А если будет дальнейшее падение цен на лом, то баланс станет отрицательным».

Эксперт считает, что государственная программа авторециклинга должна учитывать эти риски, дабы избежать разорения предприятий. Например, он предлагает сформировать некий специальный «стабилизационный фонд» или изыскать другие механизмы дотирования и поддержки отрасли.