Кавказский конфликт переехал в Петербург

Кавказский конфликт переехал в Петербург

Родственники убитого в октябре этого года правозащитника Макшарипа Аушева пропали в Петербурге. Такая информация появилась вечером 27 декабря на сайте, который возглавлял Аушев. По данным издания, не

Родственники убитого в октябре этого года правозащитника Макшарипа Аушева пропали в Петербурге. Такая информация появилась вечером 27 декабря на сайте, который возглавлял Аушев. По данным издания, не доехали до пункта назначения брат вдовы правозащитника Али Джаниев и ее дяди - Юсуп и Юнус Добриевы. Последний хорошо известен в кругах питерских мусульман своей гуманитарной деятельностью и пользуется печальной популярностью на Северном Кавказе. В Ингушетии, откуда родом обе семьи, отмечают, что деятельность религиозных фанатиков географически все больше смещается в среднюю полосу России.

По данным сайта Ингушетия.орг, вдова Аушева — Фатима Джаниева со своим братом Али приехала в Петербург, чтобы пройти курс реабилитации. В середине декабря машина, в которой она ехала с матерью и двумя братьями, взорвалась — в живых осталась только Фатима. Северную столицу Джаниева выбрала не случайно — здесь долгое время жили и учились ее братья.

В ночь с 26 на 27 декабря, по информации правозащитного сайта, примерно в полпервого ночи братья Добриевы, Али Джаниев и Магомед Аджиев, оставив супругу Макшарипа в доме родственников на Васильевском острове, выехали на автомобиле ВАЗ-21099 (гос. номер: М273ОС 98RUS) в сторону от центра мегаполиса (на «Пионерскую»), где собирались остаться в общежитии. С тех пор о них ничего не известно. Их мобильные телефоны выключены. Известно, что до места назначения они не доехали. Родственники утверждают, что обзвонили отделы милиции в районах следования машины, и там им сказали, что информации о доставлении указанных лиц к ним не поступало. Как сообщили «Фонтанке» в ГУВД, заявлений о пропаже родных от Джаниевой ни в Василеостровское, ни в Выборгское РУВД не поступало также. В то же самое время жена Юнуса Добриева утверждает, что еще 27 декабря она подала заявление о пропаже мужа в 30 отдел милиции.

По данным нашего издания, автомобиль с указанными в сообщении номерами принадлежит 30-летнему Ахмеду Плиеву, зарегистрированному в квартире на проспекте Авиаконструкторов (на этой жилплощади регистрацию помимо него имеют еще несколько сотен человек). В то же самое время ни Али Джаниев, ни Юсуп Добриев в Петербурге регистрации не получили. А вот Юнус Добриев в Северной столице хорошо известен. Шейх Добриев официально является членом правления «Просветительского центра исламской культуры», входит в координационный совет мусульман Петербурга и области, ведет просветительскую работу по распространению ислама в Петербурге. Портит картину только один факт — ингуш зарегистрирован в квартире на улице Жака Дюкло, владельцем которой является печально известный адвокат Алексей Тарушкин. Юристу, который, в частности, защищал интересы центра исламской культуры, инкриминируется ряд тяжких преступлений, в том числе убийство. Тарушкин был арестован в феврале 2009 года.

Как и в любой семье среди близких Добриевых есть свои отрицательные персонажи. Так, в 2008 году брата шейха Юнуса — Магомеда-Башира - убили в ходе спецоперации против боевиков в Малгобекском районе Ингушетии. В ходе перестрелки был убит первый заместитель начальника УФСБ по Ингушетии полковник Александр Hаговицын и еще четыре спецназовца (также Магомед-Башир Добриев известен как боевик, принимавший участие в нападении на школу в Беслане и нападении на Назрань в 2004 году). Подробности этой истории описаны на информационном сайте боевиков hunafa.com. Именно на этом ресурсе на днях появилось обращение радикальных исламистов, которые взяли на себя ответственность за убийство в Москве священника Даниила Сысоева. На сайт активно писала и мать Фатимы Джаниевой - Лейла. Вот небольшой отрывок из ее статьи «Дорогие братья и сестры, это означает, что за один год земля Северного Кавказа была напоена кровью более двухсот, инша Аллах, шахидов. Дорогие братья и сестры, это означает, что не иссякает для нас милость Аллаха, дарованная нам Им в джихаде. Десятки домов испытал Аллах потерей сына, мужа, отца, брата. Инша Аллах сотни душ поселились в зобах райских птиц до Судного Дня, как cказано в хадисе, переданном в Сахих Муслим. Лейла Добриева 17.03.2009».

Если в Петербурге репутация шейха Добриева положительная, то в самой Ингушетии сотрудники правоохранительных органов предполагают, что в городе на Неве на базе мечети он склоняет местных мусульман к ваххабизму. По крайней мере, так «Фонтанке» прокомментировали в МВД Республики Ингушетия.

Эта позиция вызывает сомнения у тех, кто входит в петербургский круг общения Юнуса Добриева. Как рассказал «Фонтанке» руководитель центра исламской культуры Моххамед Хенни, он знаком с шейхом Добриевым пять лет.

- Он не раз читал лекции у нас в центре. И всегда выступал против экстремизма и насилия. Юнус Добриев очень помогает в воспитании молодежи. И все относятся к нему с уважением, почтением и любовью, - утверждает Хенни.

Пока у руководства центра, которое находится в тесном контакте с семьей Добриевых, нет каких-либо версий об исчезновении четырех ингушей.

- Это очень страшно, - говорит Хенни, - такое ощущение, что конфликт в Ингушетии переехал сюда, в Петербург.

Алена Жданова, Фонтанка.ру