Недостижимый норматив

Недостижимый норматив

Скажи мне, что ты ешь... Особую тревогу у врачей, и не только в России, вызывает рост детей с избыточной массой тела и ожирением....

Скажи мне, что ты ешь...

Особую тревогу у врачей, и не только в России, вызывает рост детей с избыточной массой тела и ожирением. По словам Елены Булатовой, главного специалиста Санкт-Петербурга и Северо-Западного федерального округа по детскому питанию и вице-президента Санкт-Петербургского отделения Союза педиатров России, ВОЗ уже объявила эпидемию ожирения. Неблагоприятные тенденции в изменении пищевых привычек наблюдаются во всем мире. Глобализация сказывается не только на том, что мы смотрим и слушаем, но и на том, что едим.

Фастфуд, снеки, сладкие газированные напитки – любимая пища детей во многих странах, в России в том числе. Последние исследования, проведенные среди петербургских школьников, показали, что в старших классах 10% детей ни разу в день не употребляют горячую пищу. Они в основном перекусывают, причем либо в тех же фастфудах, либо снеками и лимонадом. Понятно, что здоровой такую пищу не назовешь. Отсюда низкая обеспеченность организма витаминами и многими другими жизненно необходимыми веществами.

– В школах 80% детей получают ежедневное горячее питание, – говорит начальник отдела образовательных учреждений комитета по образованию Сергей Тимофеев. – 11% школьников питаются полностью бесплатно, и еще 28% – оплачивая лишь часть стоимости.

Вопросу организации правильного питания в школах сейчас уделяется особое внимание. С 2006 года в городе действует адресная программа по переоснащению школьных столовых, и на сегодняшний день уже треть всех образовательных учреждений получили новые, современные и хорошо оборудованные пищеблоки.

Отдельный разговор – школьные буфеты. Родители часто жалуются, что в буфетах продаются те самые вредные снеки и газировка, на которые детишки радостно спускают выделенные на горячий обед деньги. Однако постановлением правительства Санкт-Петербурга с 2004 года запрещена реализация в школах продуктов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на пищеварительную систему детей и подростков и спровоцировать обострение хронических заболеваний (газированные напитки, чипсы, острые приправы, продукты, содержащие химические консерванты и ароматизаторы).

– «Роспотребнадзор» регулярно проводит рейды по школам, и, когда выявляет нарушения, директор школы строго наказывается, – пояснил Сергей Тимофеев. – Однако «Роспотребнадзор» имеет право посещать школу не чаще, чем раз в два года, поэтому контроль должны осуществлять и сами родители. Увидев в школьном буфете кока-колу и чипсы, следует поставить в известность контролирующие органы.

Но проблема питания связана не только с пресловутыми чипсами и изменившимися пищевыми привычками, она несколько шире и сложнее.

– Даже идеально выстроенное питание не исключает недостаток в организме витаминов, – говорит Елена Булатова. – Во-первых, мы ведем гораздо менее активный образ жизни, чем наши предки, и норма потребления калорий современного человека снизилась более чем в два раза. Потребность же в витаминах и иных элементах осталась такой же. Во-вторых, в связи с интенсификацией сельского хозяйства потребляемые нами продукты содержат гораздо меньше полезных веществ, чем раньше. Проведенные в США исследования показали, что количество витаминов и нутриентов в овощах, фруктах, зерне, птице и мясе снизилось в 10 раз. Недаром на Западе становятся популярны органические продукты.

Об органических продуктах мы пока можем только мечтать (или выращивать на собственных дачах). Но с целью получения нужного количества витаминов и микроэлементов можно не только принимать разнообразные таблетки или драже, но и употреблять продукты, обогащенные нужными организму веществами. В школьном питании, кстати, это учтено. По государственному контракту, в школы должны поставляться обогащенные витаминами хлеб и хлебобулочные изделия. Также школам рекомендуется (особенно во время эпидемий гриппа) витаминизировать «третьи блюда».

Что такое физкультура?

– И родители и дети сейчас научились ценить образование, – говорит главный специалист по здоровью школьников комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Светлана Рычкова. – Но на уровне нации нет «ментальности здоровья». Нет понимания и готовности вкладывать в сохранение здоровья время, силы и деньги, и делать это с самого раннего возраста. Пренебрежение здоровым образом жизни приводит к росту заболеваний.

Появилась тревожная тенденция «омоложения» некоторых заболеваний. Например, у детей чаще стали фиксировать ранние формы атеросклероза. Ученые говорят о том, что здоровье человека зависит на 10% от генетики, на 20% от экологии, на 20% от медико-педагогическо-социальных условий и на 50% от образа жизни.

– Происходит тотальное снижение у детей мышечной активности, – говорит Светлана Рычкова. – Норма физической активности для ребенка – 4 – 6 часов в день. Но этого же нет!

– В городе действует программа «Мой первый школьный стадион», и уже 258 школ из 712 оборудованы такими стадионами, – доложил Сергей Тимофеев. – Мы нацеливаем школьные администрации на то, чтобы стадионы были доступны для всех – и детей, и взрослых, и чтобы их ворота закрывались не в шесть часов вечера, а были открыты хотя бы до девяти. Все вводимые в эксплуатацию новые образовательные учреждения – и детские сады, и школы – обязательно имеют собственные бассейны. В школах предусмотрено два бассейна: небольшой – для обучения плаванию и стандартный – 25-метровый. Сегодня 15 городских школ имеют собственные бассейны.

Отдельная и не очень веселая тема – уроки физкультуры. В последнем Послании Федеральному собранию президент России сообщил, что «уже в следующем году будет введен новый норматив занятий физкультурой – не менее трех часов в неделю и обязательно с учетом индивидуальных особенностей детей».

Честно говоря, автора этих строк больше всего порадовала последняя часть этого заявления. Не секрет, что уроки физкультуры у многих школьников к любимым не относятся. Бесконечные нормативы – пробежать за столько-то секунд, перепрыгнуть такую-то высоту – особой любви и желания заниматься физической культурой не вызывают. Самое печальное, что дети, которые нуждаются в физической культуре в наибольшей степени, физкультуру любят меньше всего. И ничего удивительного. Слабый ребенок или ребенок, имеющий избыточную массу тела (а, по данным врачей, это практически каждый четвертый петербургский школьник), сдать нормативы не в состоянии, а кому же нравится получать двойки и тройки под насмешки одноклассников?

По информации Сергея Тимофеева, сейчас разрабатываются новые образовательные стандарты. В программу уроков физкультуры будет вводиться больше игровых видов спорта, что сделает их более интересными и полезными для ребят.

Все это, безусловно, хорошо. Жаль только, что новые образовательные стандарты не предусматривают отмены оценок на этих занятиях. Лично мне никак не понять, почему в нашей «новой школе» до сих пор по пятибалльной шкале оценивают спортивные достижения детей, впрочем, как и их изобразительные или музыкальные способности. Да, школа обязана заниматься образованием, и вне зависимости от того, есть у ребенка математические способности или нет, ее выпускник должен, как все, знать таблицу умножения и теорему Пифагора. Но должна ли общеобразовательная школа заниматься спортивным, изобразительным или художественным образованием? Для этого ведь существуют специализированные учебные заведения. Наверное, задача уроков физкультуры, рисования, музыки в обычной школе – привить ученику интерес и любовь к предмету.

Может, стоит задаться вопросом: физкультура – это образование или все-таки физическое воспитание? Потому как можно ввести хоть десять часов физкультуры в неделю, только пользы от них не будет никакой, если не изменится система. И даже самое современное спортивное оборудование, спортзалы, площадки и бассейны не помогут привить детям любовь и – главное – привычку к регулярным занятиям, пока будут «слабаки», не способные подтянуться за нужное время нужное количество раз, испорченные тройкой по физкультуре аттестаты, а также дети (да и их родители), выпрашивающие у врача освобождение от занятий физкультурой на весь год.

За последние 10 лет в Санкт-Петербурге рост хронических заболеваний у школьников составил 25,6%. В 2 раза увеличилось число заболеваний пищеварительного тракта, в 1,5 раза – эндокринной системы, в 2,5 раза – костно-мышечной системы и соединительной ткани, в 3 раза больше стало детей с избыточной массой тела и ожирением.