Остановки «по требованию» лишают времени и здоровья

Остановки «по требованию» лишают времени и здоровья

Столкновение двух пассажирских автобусов на Пулковском шоссе 26 января вновь заставило задуматься о плюсах и минусах остановок «по требованию». Ведь по одной из основных версий сотрудников ГИБДД,

Столкновение двух пассажирских автобусов на Пулковском шоссе 26 января вновь заставило задуматься о плюсах и минусах остановок «по требованию». Ведь по одной из основных версий сотрудников ГИБДД, разбиравших происшествие, авария произошла из-за резкой остановки одного из автобусов, водитель которого стал высаживать пассажиров прямо на обочине трассы. А дотошные читатели «Фонтанки» подсчитали, что вольная трактовка водителями коммерческого транспорта «Правил перевозки пассажиров» удлиняет время поездки более чем в три раза.

Один из блогеров «Фонтанки» опубликовал собственное наблюдение, касающееся потери времени пассажирами маршрутки из-за того, что водитель останавливает машину по требованию буквально в любом месте. Один из маршрутов в Невском районе преодолевает 9 километров пути за 45-50 минут, тогда как при остановках только в определённых для этого местах (как это и предусмотрено соответствующими правилами) должен проезжать от кольца до кольца за 15-20 минут. Бдительный блогер насчитал 35 остановок маршрутки из разряда «на светофоре», «перед фурой» и «в начале дома напротив».


Читатель обращает внимание на то, что подобную ситуацию с маршрутками кроме Петербурга он наблюдал только в Волгограде. Во всех других городах, где он побывал за прошедший год, а это 12 крупных областных и краевых центров, маршрутки останавливаются строго на остановках. Между прочим, во многих машинах объявления о том, что «посадка и высадка пассажиров осуществляется только на остановках пассажирского транспорта» висит на самом видном месте. Однако соблюдающих эти правила водителей маршруток в Петербурге встретить практически невозможно.

Характерно, что 25 января городское УГИБДД начало очередную профилактическую операцию «Маршрутное такси». До конца месяца сотрудники Госавтоинспекции проверят техсостояние транспортных средств и проверят на соответствие их конструкции требованиям безопасности. А также понаблюдают за соблюдением правил дорожного движения водителями. Впрочем, подобные проверки проводятся регулярно. Как правило, в результате все ограничивается штрафами компании-автоперевозчика (причём суммы штрафа для совсем не смертельные), десятком отстранённых от эксплуатации автобусов и парой десятков водителей, уличенных в отсутствии прав.

Тем временем в тех городах, которые в Петербурге многие свысока называют провинциальными, к нарушителям относятся строже. Например, в Новосибирске за остановку в неположенном месте штрафуют непосредственно водителей, причём на сумму до 50 тысяч рублей. А в Ростове-на-Дону прошедшим летом сотрудники ГИБДД выписывали 30-тысячные штрафы и отправляли машины на неделю в гараж за перевозку пассажиров стоя. Водители в ответ устроили массовую акцию протеста.

Впрочем, как показывает опыт наших соседей с Украины, в нарушении правил перевозки пассажиров подчас виноваты сами пассажиры. Так, минувшей осенью в Запорожье водитель маршрутного такси был избит за отказ сделать остановку в неположенном месте. В итоге ему пришлось обращаться в больницу.

Читатели «Фонтанки» в целом выступают за сохранение остановок «по требованию», но хотели бы, чтобы они производились в безопасных местах — таково мнение более 1500 человек, принявших участие в нашем опросе. Порядка 600 посетителей сайта без таких остановок не видят смысла в поездках на маршрутках. Примерно столько же респондентов считают, что из-за них и путь длиннее, и поездка опаснее.

P.S.
В связи с аварией на Пулковском шоссе в комитете по транспорту 28 января 2010 года было проведено расширенное совещание с участием компаний-перевозчиков, работающих по договору с городом. Также на встречу были приглашены представители УГИБДД и СЗМУГАДН.

На совещании в частности обсуждалась работа служб безопасности дорожного движения перевозчиков, выполнение работниками компаний установленного режима труда и отдыха, ужесточение правил приема на работу водителей, повышение квалификации работников компаний на учебном комбинате СПб ГУП «Пассажиравтотранс».

Был проведен анализ статистики ДТП за 2008 и 2009 годы. Согласно предоставленной информации, отмечено снижение количества ДТП с пострадавшими (-15%) и показателей тяжести последствий (количества погибших - в 13 раз и раненых - на 4 %).

Павел Гинёв,
Фонтанка.ру