Добровольное автострахование хотят приблизить к закону

Добровольное автострахование хотят приблизить к закону

Группа экспертов рынка при участии Федеральной антимонопольной службы (ФАС) разрабатывает минимальные стандарты по добровольному страхованию владельцев транспортных средств (КАСКО). Инициатива

Группа экспертов рынка при участии Федеральной антимонопольной службы (ФАС) разрабатывает минимальные стандарты по добровольному страхованию владельцев транспортных средств (КАСКО). Инициатива введения таких стандартов по массовым видам страхования граждан принадлежит главе государства – президенту России Дмитрию Медведеву. Первое заседание рабочей группы состоялось 18 декабря.

В отличие от ОСАГО, в добровольном страховании множество важных вопросов регулируется не законом или иными правовыми актами, а договором. Поэтому зачастую граждане сталкиваются с включением недобросовестными страховыми компаниями различных исключений в полисы – условий, освобождающих их от обязанности возмещать ущерб или уменьшающими их сумму. Причем предоставляемая такими страховщиками информация не позволяет клиенту сделать правильный выбор.

Ситуация осложняется тем, что клиенты страховых компаний юридически не являются потребителями, то есть на них не распространяются предусмотренные соответствующим законом права и гарантии, в том числе на получение полной информации. Покупатели полисов не освобождены от уплаты пошлины при подаче исков в суд, они не могут обращаться за защитой своих прав в Роспотребнадзор и т.д.

В разрабатываемый стандарт по КАСКО планируется включить перечень страховых случаев и исключений из них, предельные нормы износа автомобиля, срок выплаты возмещения, минимальный размер «конструктивной гибели», а также исчерпывающий перечень необходимых для получения выплаты документов.

В антимонопольном ведомстве убеждены, что введение минимальных стандартов по КАСКО, раскрывающих содержание и условия страхования, позволит обеспечить добросовестную конкуренцию страховых компаний, а также защитить права потребителей на получение полной и достоверной информации о потребительских свойствах и характеристиках услуги.

В то же время юридический статус таких стандартов пока не определен. Если они останутся отраслевым (а, следовательно, добровольным правилом), то отдельные или даже большинство страховых компаний продолжат недобросовестную практику. Она-то и приводит к ненужным судебным спорам: только в Санкт-Петербурге ежемесячно рассматривается более двухсот исков граждан о взыскании страхового возмещения, 88 процентов которых удовлетворяется. Число клиентов, которые не стали судиться с отказавшими в выплате или незаконно снизившими ее сумму компаниями, оценить невозможно.

Павел Нетупский, "Фонтанка.ру"

mpci.ru