Тоннельный синдром охватил Смольный

Тоннельный синдром охватил Смольный

\ \ Идея главы КИСПа Смольного Алексея Чичканова построить в Петербурге еще один подземный тоннель, который снимет транспортную нагрузку с Дворцового моста и, возможно, даже позволит

\ \

Идея главы КИСПа Смольного Алексея Чичканова построить в Петербурге еще один подземный тоннель, который снимет транспортную нагрузку с Дворцового моста и, возможно, даже позволит создать пешеходную зону, связывающую стрелку Васильевского острова и Дворцовую площадь, бурно обсуждается петербуржцами. Свою мысль Чичканов высказал в первый день работы межрегиональной конференции «Единой России» в Череповце. Опрошенные «Фонтанкой» эксперты осторожно назвали её «яркой» и «неожиданной».

Тоннелепроходческий комплекс компании Herrenknecht, которым обзаведется Петербург, простаивать не будет. Вначале с помощью уникального щита построят Орловский тоннель, а затем используют его и на других объектах. Об этом сообщил на межрегиональной конференции "Единой России" глава комитета по инвестициям и стратегическим проектам Алексей Чичканов. И тут же привел пример использования: «Одним из возможных вариантов могло бы быть строительство тоннеля под Дворцовым мостом. Реализация такого проекта позволит снизить нагрузку на красивейший мост Санкт-Петербурга и, возможно, даже создать пешеходную зону, связывающую Дворцовую площадь со стрелкой Васильевского острова».
Смелая идея, высказанная главой КИСПа, прозвучала как гром с ясного неба — в полном смысле слова. В недоумении оказались не только вольные проектировщики и специалисты по транспортному планированию, но и сотрудники профильных комитетов. Опрошенные «Фонтанкой» эксперты сочли идею Чичканова яркой и неожиданной, но честно признались, что не совсем понимают — как, а главное, зачем ее воплощать в жизнь.
В комитете по развитию транспортной инфраструктуры от официальных комментариев воздержались. На условиях анонимности специалисты ведомства объяснили, что находятся в растерянности. «Поймите, тоннель — это круглосуточно действующая переправа, иными словами — постоянная точка притяжения потоков автотранспорта. Но мы везде декларируем, что ограничиваем въезд частных автомобилей в центр города, создаем перехватывающие парковки. И как совместить эти две противоположные задачи? - объяснил причину общего недоумения сотрудник КРТИ. - Но ведь не просто же так это предложение прозвучало, поэтому хотелось бы увидеть какие-то наработки...»
«Знаете, в городе было много разных проектов тоннелей. Но такая идея высказывается впервые, - сообщил директор бюро планирования транспортной инфраструктуры ЗАО «Петербургский НИПИГрад» Михаил Петрович. - Построить его, конечно, можно — весь вопрос в стоимости. Но, планируя любой тоннель, мы прежде всего должны понимать, какого эффекта мы хотим достичь. Если задача состоит в том, чтобы разгрузить центральную часть города, то нужно строить метро. Это не популизм — это простая арифметика: даже в час самой высокой нагрузки автомобильный тоннель перевезет максимум 6 тысяч человек в час, а метро — 40 000. При этом строительство метрополитена обойдется в разы дешевле». «Стрелка и Дворцовый мост загружены потому, что нет связи Васильевского острова с другими районами города, - считает он. - Если появится дополнительная линия метро, проблема решится. А автомобильный тоннель здесь ничего не изменит».
«Дворцовый мост — это продолжение Невского проспекта, - недоумевает Павел Никонов, директор бюро межевания городских территорий ЗАО "Петербургский НИПИГрад". - Значит, в какой-то точке Невский должен уйти под землю. А в какой?" "Даже когда решался вопрос с размещением вестибюля станции метро "Адмиралтейская", было решено отказаться от первоначального варианта — поставить его в Александровском саду, - напоминает он. - Потому что под угрозой оказывался фундамент Адмиралтейства. И в итоге решили рискнуть более плотной, но менее ценной городской застройкой, хотя это и противоречило первоначальному плану — сделать выход из метро вблизи от Дворцовой площади. А как намерены справиться с въездом в тоннель в этом случае?»
Во Всероссийском обществе охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) назвать место, подходящее для въезда в будущий тоннель, отказались категорически. «Негде его сделать на Невском! - отрезал зампредседателя президиума ВООПИК Александр Кононов. - На той стороне — на Васильевском, на Петроградской — еще можно что-то придумать, но в Центральном районе его никак не организовать, если, конечно, не занимать для этих целей Эрмитаж».
Эксперт чрезвычайно заинтересовался будущим проектом и через «Фонтанку» обратился к комитету по инвестициям с просьбой рассказать о нем более подробно. «Ведь не просто же так было сделано такое заявление. Наверное, ему предшествовала какая-то проработка вариантов, - заметил он. И пояснил свой интерес: - Мне как обывателю пока непонятно, зачем нужно делать Дворцовый мост пешеходным. За что мы в этом случае бьемся и к какой цели стремимся?»
Надо сказать, что идея пешеходной зоны между стрелкой и Дворцовой площадью оказалась непонятна не только Кононову. «Стрелка пешеходная — вещь непонятная, - развел руками Никонов. - Пешеходный объект всегда связан с транспортным узлом, к которому он примыкает. Любая пешеходная зона только тогда обретает смысл, когда до нее можно добраться, чтобы по ней погулять. А весь этот угол окажется тупиком - придется идти пешком либо от станции метро «Василеостровская», либо от "Гостиного двора", либо от «Адмиралтейской».
«Ну, будет стрелка пешеходной, и что? - возмущается Петрович. - Мы сейчас потеряли полностью культуру организации пешеходного движения. По городу всей семьей — мама, папа и ребенок — пешком не пройти. Тротуар потерян как объект планирования — на нем находятся дорожные знаки, наружная реклама, кафе. По той же стрелке нет возможности пройти пешком!». «Нужно не автомобили удалять, а организовывать пешеходное движение. Это более тонкое мероприятие, чем строительство тоннеля», - замечает он.
В отделе внешних связей ЗАО «Институт "Стройпроект"» ответили, что до сих о планах строительства тоннеля под Дворцовым мостом не слышали и не уверены в существовании подобного бизнес-проекта. «Если эту идею воплощать в жизнь, то сделать это будет очень непросто, - сообщили в этом институте. - Теоретически, если пофантазировать, представить себе подобный проект можно. Ведь до сих пор Петербург был городом без тоннелей, а когда построят Орловский — произойдет некая революция, появится новый способ пересечения Невы и, возможно, новые решения».
В новых решениях недостатка в городе нет. Как рассказали «Фонтанке» в НИПЦ Генплана, сейчас идея строительства тоннелей в центре города переживает легкий ренессанс. «У нас проводит семинары по архитектуре директор НИПИГрада Валентин Назаров, и он нам сообщил, что считает одной из самых серьезных градостроительных ошибок потерю левобережной набережной Невы. И показывал проект тоннеля, идущего под Невой — от Васильевского острова до Невского района, с периодическими выходами на поверхность, - поделился собеседник издания. - Но какова судьба этого проекта сейчас - неизвестно».
Напомним, проект автомобильного тоннеля (о его судьбе подробно рассказано в журнале «Город812»), который должен пройти вдоль русла Невы, разрабатывается уже 15 лет. По замыслу его автора, Марка Ицкова, тоннель должен соединить Пискаревский проспект с Васильевским островом, а затем — с улицей Савушкина. В створе Мраморного переулка и около Сенатской площади предусмотрены дополнительные въезды в тоннель — для этого предполагается создать искусственные площади, "врезающиеся в акваторию Невы".
«Идеи тоннелей и разрабатываются, и предлагаются постоянно, - рассказал Петрович. - Придумать можно много, но когда начинаем взвешивать и подсчитывать эффект, значительная часть просто отпадает — затраты оказываются несоизмеримо высокими». По его словам, проект самой длинной подземной коммуникации в нашем городе был разработан в шестидесятых и отражен в Генплане 1966 года — как часть Западного диаметра. Тоннель должен был начинаться в створе 26 - 27-й линий Васильевского острова и выходить на поверхность в районе завода «Красный треугольник», далее трасса шла вдоль Балтийской железной дороги до станции Броневая. Связывать Васильевский с северными районами предполагалось через Крестовский остров.
«Это предложение продержалось до середины восьмидесятых годов, потом трассу перенесли западнее, на сегодняшнее место ЗСД, - рассказал эксперт. - От первоначального варианта пришлось отказаться, поскольку пришлось бы разбирать и сносить слишком большое количество исторической застройки, и затраты были бы несоизмеримые с конечным эффектом. ЗСД, при всех расходах на него, все же оказался экономичнее».
Существовал в Петербурге проект еще одного диаметра — Центрального. Он проходил вдоль Московской железной дороги, под землей преодолевал район Песков (Советских-Рождественских улиц) и выводил в створ Арсенальной, а оттуда — к станции Ланская. Часть этого проекта сохранилась — про планы строительства Арсенального моста через Неву в городе иногда вспоминают. Зато строящийся сейчас Орловский тоннель всегда считался магистралью третьего ряда, и только в недавние годы вышел в приоритетные проекты. Теперь к нему может добавиться еще один.
Справка:
Контракт на строительство нового тоннелепроходческого комплекса был подписан с немецкой компанией Herrenknecht в июле 2011 года. Щит будет готов в 2012 году, его доставят в Петербург морем и в 2013 году введут в эксплуатацию. В декабре 2010 года губернатор Валентина Матвиенко ездила в город Ларр, где располагается штаб-квартира компании Herrenknecht – ведущего мирового производителя оборудования для подземных и горных работ, чтобы ознакомиться с ее продукцией. Стоимость оборудования составляет, по оценкам экспертов, не меньше 1,5 - 2 миллиардов рублей. Подписанное в середине июня 2011 года соглашение включает в себя расписку Смольного о компенсации НКК за основное техническое средство по строительству тоннеля — проходческий щит. Как только оборудование приедет на стройплощадку, город обязуется его оплатить и передать «невской концессионной компании» в аренду для строительства Орловского тоннеля. Размер арендной платы пока не оговорен. Предполагается, что оборудование прибудет не позднее сентября 2013 года.

Напомним, что расходы на приобретение щита и оплату предварительных работ на объекте уже были заложены в городской бюджет. Так, в 2011 году предполагается выделить 1,49 млрд рублей, на 2012 год — 3,4 млрд рубл.

Кира Обухова, "Фонтанка.ру"

\