Чаепитие в Мытищах

Чаепитие в Мытищах

После финальной сирены шестого матча серии СКА с «Атлантом» у армейских болельщиков словно гора с плеч свалилась. Четвертьфинальный рубеж невские парни не преодолевали аж с 1994 года.

После финальной сирены шестого матча серии СКА с «Атлантом» у армейских болельщиков словно гора с плеч свалилась. Четвертьфинальный рубеж невские парни не преодолевали аж с 1994 года. Но, конечно, самое большое разочарование любители хоккея на берегах Невы испытывали в последние годы, и особенно — весной 2011-го. С тех пор как у команды появились серьезные возможности для достижения высшей цели…

Вчера враг, сегодня — друг

Между тем над хоккейным Питером долгое время словно злой рок витал. Менялись наставники, звезд­ные лидеры клуба — все без толку. Результата не было. «Может быть, дело во мне?» — говорил год назад тогдашний капитан СКА Максим Сушинский, пытаясь отыскать причины поражения. Все и вправду походило на мистику. Вспомните хотя бы непостижимую ошибку Якуба Штепанека в концовке решающего седьмого матча серии. Серии, в которой армейцы вели 3:1, но уступили…

Потому-то, наверное, не только Сушинский, но и каждый в клубе невольно пытался заглянуть внутрь себя: не он ли причина неудач? Во всяком случае хотелось бы думать, что все в СКА — руководители, игроки, персонал — задавали себе этот неприятный вопрос. Ведь если ты считаешь себя частью команды, то с себя же должен спрашивать за поражения. И получать ответ. Какой — дело второе.

Если вдруг кому-то из питерских фанатов, сильно уверовавшему в злую судьбу, сразу после сирены в долгожданный успех не поверилось, на помощь тут же пришли хозяева. Их гневные заряды в течение всей игры — как понюшка нашатыря от головокружения. Отрезвляет и возвращает к реальности. А реальность такова: СКА вчистую разбил мытищинцев в серии. Все победы Питера — уверенные и безоговорочные, а два успеха противника — из разряда случайных. В третьем матче победить «Атланту» помогли спорные судейские решения и фарт, в пятом (при соотношении бросков 42–13 в пользу СКА) — чистое везение и чудеса Барулина. Вратарь, бесспорно, часть команды. Однако, если брать за основу командной игры взаимодействие полевых игроков, подмосковные хоккеисты полностью уступили невским оппонентам — именно как команда. Причем не только в мастерстве, но и в настрое.

Пресловутый командный дух… Помните, как раньше ругали за его отсутствие бывших звезд СКА — Сушинского, Яшина… Под нынешнюю победную дробь армейских барабанов очень легко вбить в голову мысль о равнодушных к результату ветеранах. Но, возвращая в памяти то, как бился в кубковых встречах Сушинский, не щадя себя на пятачке, как ценою травмы добывал для команды победу над «Спартаком» Яшин, вывод напрашивается другой. Не в ветеранах дело, а в тренере.

Здесь, разумеется, стоит уточнить. Речь не о тренерском мастерст­ве, а о харизме, умении создать ту самую «командную химию», о которой постоянно говорил Барри Смит. В отличие от Занатты и тем более Сикоры американца в Петербурге любили. Даже несмотря на его каменное лицо, на котором увидеть какие-либо эмоции было невозможно. Будучи замечательным тактиком и вторым тренером в «Детройте», Барри не смог стать большим стратегом и по-настоящему главным коучем в СКА. На прежней должности от Смита пламенных речей и не требовалось, а тут… Глубоко переживая все происходившее в Питере, он так и не смог перестроиться на российскую модель. Огромные глаза Барри выдавали боль и желание что-то изменить, но без кнута у нас — что бы кто ни говорил о «новых русских профессионалах» — далеко не уедешь.

Ржига сумел подстегнуть армейскую «лошадку». За тем его, собственно, и брали в «плен». «У Наполеона лучшими полководцами были вчерашние враги», — еще в апреле, улыбаясь, бросил в стенах редакции «Спорта» Александр Медведев. Намекал ведь тогда Александр Иванович, причем весьма прозрачно, на Милоша Ржигу. На фоне трех других кандидатов на пост наставника СКА — Хичкока, Мактавиша и Канарейкина — чех выглядел фаворитом. Он, во-первых, дойдя год назад со скромным «Атлантом» до финала Кубка Гагарина, был успешным, а во-вторых, будучи иностранцем, весьма хорошо изучил русскую душу. К слову, помимо Ржиги в рядах клуба на разных уровнях появилось много новых лиц — Тимченко, Касатонов и Ротенберг в руководстве, Калинин, Кольцов, Торесен и многие другие — в составе…

Новые надежды и «убитые» ботинки

Человеку ведь, как ни крути, во всем хочется отыскать причину. И в том, например, почему в былые годы СКА не фартило, а сейчас… Нет, не будем пугать удачу. Скажем, что нынче с фортуной у армейцев дела обстоят более-менее нормально. Почему же пошло долгожданное движение наверх? Ведь даже Якуб Штепанек отметил, что по сравнению с прошлым годом не «Атлант» сдал, а СКА прибавил. За счет чего?

За счет упомянутых выше кадровых перестановок. И появления Ржиги, в первую очередь. Даже ненавидящие чеха за его спартаковское прошлое фанаты на плей-офф установили некое подобие перемирия. Все понимают: в кубковых битвах мелочей не бывает. А пан Милош… Сколько же энергии и жизненных сил он потратил в ходе недельного противостояния с «Атлантом»! Не щадил себя Ржига. И если уж придется вновь армейцам спрашивать с себя, как год назад, то к Милошу претензий — по самоотдаче — быть не может. Более того, перетасовав в решающей шестой встрече все звенья (отчасти вынужденно, но во многом — для того чтобы встряхнуть коллектив), Ржига раскидал всех «чертей». Тех, которые раньше мешали СКА. Кто знает, каков был бы результат без этих перестановок?

Время глубокой аналитики серии с «Атлантом» еще придет. И в любом случае что-то всерьез анализировать нужно с холодной головой. Пока же эмоции еще держат всех, а значит, стоит их запечатлеть. Незабываемой атмосферой на матчах СКА в Ледовом дворце восхищались многие. И то обстоятельство, что билеты на два первых домашних матча армейцев в финале конференции с «Динамо» уже разлетелись как горячие пирожки (почти 12 тысяч билетов были распроданы менее чем за сутки!), говорит обо всем. И дело тут не только в игре команды, но и в блестящей организации шоу в Ледовом дворце. Туда хочется идти на хоккей — независимо от результата!

В Мытищах дворец тоже прекрасный — спору нет. Подтверждаю. Но он — словно оазис в небольшом городке. Дойти до дворца, вокруг которого идут работы, не замочив ног и не испачкавшись в грязи, достаточно проблематично. Вернувшись домой, мне первым делом пришлось выкинуть ботинки, «убитые» в мытищинских «болотах».

Все это, конечно, ерунда по сравнению с той грязью, которая полилась на игроков и даже руководителей СКА в самом подмосковном дворце. Сразу скажу: 90 процентов заполнявших «Арену-Мытищи» приходили на встречу как на праздник. Точно так же, как и петербуржцы в Ледовый. Но остальные десять — удивили. Даже суровый хэви-метал, запускаемый в каждой паузе, питерцам не был в диковинку. «Для Атоса слишком много, для графа де ля Фер слишком мало», — прокомментировали саунд-трек невские рокеры. Иными словами: для женщин, детей и непривычных к металлической музыке — слишком жестко, для настоящих же фанатов «метала» — слишком мягко. Зато запрет на продажу пива (пенный напиток на «Арене-Мытищи» можно отведать, без особого удовольствия, лишь в отведенном для этого душном и прокуренном баре) гостей, привыкших к совсем другим порядкам, явно разочаровал.

Возвращаясь же к нашим «баранам», читай — той самой десятой доле мытищинской публики… Они ведь тоже вовсе не демоны. Помочь своей команде, спровоцировать соперника… Милош Ржига, правда, печально сказал, что не узнал мытищинских болельщиков. «Лучше быть похожими на героев «Чаепития в Мытищах», чем на каких-то экстремалов», — в свою очередь ответил на подмосковное «гостеприимство» Александр Медведев. Все верно: год назад СКА в Мытищах встречали гораздо приветливее. С другой стороны, «Атлант» потихонечку привыкает к плей-офф. А плей-офф — это война, взгляните на энхаэловские кубковые битвы. Там тоже хватает ухарей на трибунах, хотя и фан-секторов в Америке нет — в отличие от европейского спорта. В Петербурге же есть и болельщики, и фанаты. И это здорово!