Дело о детских «играх» с черенком лопаты спустя год - в суде

Дело о детских «играх» с черенком лопаты спустя год - в суде

\ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ Прошел ровно год с момента обнародования

\ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \

Прошел ровно год с момента обнародования шокирующих фактов насилия школьников над своим приятелем в Лисьем Носу. За потерю десяти рублей подростки изощренно измывались над сверстником, записывая весь процесс на видео. Только спустя несколько дней, когда уже вся школа смаковала подробности, а педагоги делали все, чтобы ЧП не было предано огласке, в ситуацию вмешались правоохранительные органы. Что сделано за год, выясняла «Фонтанка».

Несмотря на заявления детского омбудсмена Светланы Агапитовой, что "дети заигрались" и никакого насилия не было, следственные органы ответили однозначно — уголовным делом. Впрочем, и тогда, и сейчас эксперты и представители силовых структур, имеющие непосредственное отношение к расследованию, называют его скорее «политическим». Возбуждение стало симметричным ответом на требование общества привлечь к ответственности виновных. Однако пока ни один специалист не высказал мнения, что насилие, примененное к 12-летнему ребенку, носило сексуальный подтекст. Тем не менее статья Уголовного кодекса, положенная в основание уголовного дела, а теперь и обвинительного заключения, — 132 часть 4 пункт «б» — насильственные действия сексуального характера в отношении заведомо несовершеннолетнего. Впрочем, не исключено, что именно на этом основании у дела нет судебных перспектив, точно также может быть вынесено «политическое» решение о его прекращении. В том, что дело в суде «спишут», уверены источники «Фонтанки», близкие к следствию.

Как бы то ни было, но почти год потребовался, чтобы возбужденное практически сразу же уголовное дело со всеми известными фигурантами и обстоятельствами довести до рассмотрения по существу. По данным «Фонтанки», материалы уже поступили в Федеральный суд Приморского района Петербурга. Обвиняемый — один из участников измывательств, которому на момент случившегося было 14 лет.

«Фонтанка» поинтересовалась, как отреагировали официальные власти за это время на случившееся. Год назад возмущение вызвало не только шокирующее поведение детей, придумавших изощренную экзекуцию для проштрафившегося приятеля, но и действия педагогов школы, где учились дети. Якобы учителя достаточно быстро узнали о случившемся, увидев у детей видео, вирусно пересылаемое друг другу всей школой. Однако решили замять тему, посовещались сами и собрали родителей. Рассказали о случившемся и попросили не предавать огласке. Однако родители пострадавшего мальчика отправили сына к медикам, а те, в соответствии с законом, передали информацию в правоохранительные органы.

Из ответа комитета по образованию следует, что случившееся стало основанием для проверки в администрации Приморского района, но не по части действий конкретных чиновников и педагогов в связи с ЧП, а по части профилактики насилия среди несовершеннолетних. Чтобы такого не случилось впредь, провели семинар для директоров психолого-психологических медико-социальных центров города. Для специалистов все тех же ППМСов выработали методические рекомендации, а сами центры тоже занялись разработками программ «Как не стать жертвой насилия», «Помощь подросткам в кризисных ситуациях» и других.

Одноклассников пострадавшего ребенка тоже отпрофилактировали: провели тренинг «Как научить детей сотрудничать». С другими классами провели беседы как на темы, связанные с трагедией, вроде «Как я контролирую свои эмоции», «Что такое конфликт», так и на весьма опосредованные: «Мир детства: юность» и «Азбука поведения».

Единственное действие, обращенное к директору школы, - его попросили «усилить контроль за деятельностью должностных лиц по организации профилактической работы с несовершеннолетними». Комитет по образованию, будучи, видимо, не в курсе о передаче дела в суд, апеллирует к тому, что «следствие не закончено, в связи с чем делать какие-либо организационные выводы относительно лиц, к нему причастных, преждевременно».

Светлана Агапитова на вопрос «Фонтанки» о том, что лично она сделала для детей за год, на полутора листах слово в слово пересказала ответ комитета по образованию.

Лично от госпожи Агапитовой добавлено только несколько немаловажных, впрочем, деталей: «Ввиду того, что широкая огласка данного случая создала дополнительную психотравмирующую ситуацию для ребенка, уполномоченный оказала содействие его семье в перемене места жительства, а также в переводе в другое образовательное учреждение», говорится в письме. Отправив ребенка подальше от мест, напоминающих о трагедии, уполномоченная обратилась к администрации все того же Лисьего Носа с просьбой организовать участие ребенка в культурно-массовых мероприятиях МО, экскурсиях и поездках. Кроме этого, она попросила муниципалов материально посодействовать совместному летнему отдыху семьи мальчика.

Еще из ответа УППР: «Также уполномоченный внимательно следила з соблюдением прав несовершеннолетних подозреваемых в ходе следствия. Нарушены они не были».

СПРАВКА:

Напомним, этот дикий случай произошел 28 апреля 2011 года: компания из пяти школьников собралась на пустыре недалеко от поселка Лисий Нос. Младшему из них передали 60 рублей и послали за пивом. Вернувшись, подросток рассказал, что около магазина он попросил об одолжении бездомного, но тот вернул ему лишь 50 рублей и отказался покупать напиток. За утерю 10 рублей приятели решили наказать сверстника и объявили ему штраф в 100 рублей. Денег у него не было. Как альтернативу штрафу они предложили экзекуцию – засовывание черенка лопаты в задний проход. 12-летний ребенок под давлением старших согласился.

Ксения Потеева, Юлия Никитина, «Фонтанка.ру»

\ \