Владимир Казачёнок: «Всегда буду любить „Зенит“»

Владимир Казачёнок: «Всегда буду любить „Зенит“»

Утром 6 сентября телефон в студии «Радио Зенит» едва не взорвался. Легендарный нападающий, о котором в народе сложены целые тома стихов, начал праздновать свой юбилей именно здесь,



Утром 6 сентября телефон в студии «Радио Зенит» едва не взорвался. Легендарный нападающий, о котором в народе сложены целые тома стихов, начал праздновать свой юбилей именно здесь, вместе с ведущими Александром Андреевым, Игорем Сологубом и целой армией преданных болельщиков.

Александр Андреев: Доброе утро! Мы приветствуем в нашей студии юбиляра — Владимира Александровича Казачёнка! Спасибо, что пришли к нам в такой день!
Владимир Казаченок: Спасибо, что пригласили! Надеюсь, что и другие игроки нашего клуба в дни своих юбилеев тоже станут гостями вашей радиостанции.

Игорь Сологуб: Надо сначала сделать столько же для развития нашего футбола, сколько сделали вы, Владимир Александрович. Тогда будем приглашать и чествовать. Уверен, сегодня вы услышите много добрых слов в свой адрес, и мы к ним всем присоединимся. Но давайте перейдем к праздничной рабочей повестке дня. Естественно, «Зенит» сделал последние приобретения исключительно к вашему юбилею. Как бы вы оценили приход в нашу команду Халка и Акселя Витселя?
В. К.: Эти трансферы мы сможем оценить тогда, когда увидим игру футболистов на поле. Хорошо, что их приобрели. И очень важно, что слова руководства клуба не расходятся с делом: как и было обещано, купили квалифицированных игроков, способных вывести игру «Зенита» в Лиге чемпионов на новый уровень. Неприятна реакция некоторых СМИ на сумму трансфера этих игроков. Думаю, что это неправильно — зачем считать чужие деньги? К тому же, люди, которые занимались этими сделками, не первый год работают в данной сфере. Они прекрасно понимают, стоит ли тот или иной игрок запрашиваемых за него денег или нет. В любом случае, полезность приобретений «Зенита» покажет игра новичков в предстоящих матчах.

И. С: Сейчас ходят разговоры о том, что «Зенит» поставил себя в затруднительное положение, заплатив такие деньги за этих игроков. Мол, если они не будут в каждом матче забивать и отдавать голевые передачи, то любой сможет сказать, что сто миллионов клуб потратил зря. Мне кажется, что это обычная история: человек приезжает, делает свое дело, у него может что-то получаться, что-то не получаться. Вы что думаете по этому поводу?
В. К.: Опасаюсь только одного — сможет ли клуб, перейдя на новый уровень развития, удержаться на нем? Новички должны играть за «Зенит» как минимум не хуже, чем за свои предыдущие команды. Главное, чтобы игроки не снижали требований к себе, не играли спустя рукава. Необходимо, чтобы футболисты чувствовали ответственность перед командой и болельщиками, чтобы им было стыдно плохо играть за эту команду. И задача «Зенита» как футбольного клуба — создать такую атмосферу, чтобы все игроки в каждом матче чувствовали эту ответственность.

А. А.: Но ведь зенитовские футболисты тоже не с улицы взяты, все ребята серьезные. Будут ли новобранцы команды звездами выделяться на фоне остальных зенитовцев?
В. К.: Не думаю, что Халк и Витсель будут сильно выделяться на фоне уже играющих за команду игроков. Ведь мы и своих, доморощенных игроков, которые достались нам бесплатно, — например, Игоря Денисова, — ценим ничуть не меньше, чем Халка. Ценность игрока для команды не всегда определяется его стоимостью. Просто сейчас такие футбольные реалии, и дешевле купить футболистов уровня Халка и Витселя, думаю, было невозможно.

А. А.: Я так думаю, что тот же Денисов как раз и не позволит Халку снижать требования к самому себе.
В. К.: Я тоже на это надеюсь. Самое главное для игрока, вне зависимости от заплаченных за него денег, — стать полноправным членом коллектива. Очень важно, чтобы ответственность за результат распространялась на всех игроков команды, в том числе и на новичков.

И. С.: У нас есть первый звонок. Денис, доброе утро!
(слушатель): Владимир Александрович, поздравляю вас с юбилеем! Я начал ходить на матчи «Зенита» в 1976 году и помню, как вы играли за команду, какие забивали голы. Я хочу вам пожелать крепкого здоровья, и чтобы вы всегда были рядом с «Зенитом» и оставались примером для молодежи. И еще я хотел бы прочитать небольшое стихотворение своего друга, посвящённое покупке Халка.



Жил парнишка один в Лиссабоне
Так играл, прям на раны елей
И не думал, что страха и боли
Столько вызовет у москалей
Будто режут их, свиньи визжали
Жабой чуть не задушен Федун
И младенцев парнишкой пугали,
Всей России пророча беду
Нет, парнишку того мне не жалко,
За себя постоять он мастак
А вот «мясо» получит от Халка
В красно-белый московский пятак.
С днем рождения, Владимир Александрович! Здоровья!

В. К.: Спасибо! Очень метко, особенно последнее: получит в пятак.

И. С.: Кстати, уважаемые радиослушатели, я хочу напомнить, что Владимир Казачёнок — еще и автор знаменитого высказывания, которое мы неоднократно цитировали в эфире и можем произнести вновь: «Спартак» — это диагноз. И в связи с этим у меня такой вопрос к Владимиру Александровичу — скажите, а к «Спартаку» всегда так относились? Или это началось уже в российские времена?
В. К.: Нет, и в Союзе «Спартак», скажем так, проходил отдельной строкой. Хотя я застал и тяжёлые времена «Спартака», когда команда разваливалась и вылетала в первую лигу — кстати, я тоже внес в это свой вклад. Они всегда были с апломбом, хотя должен признаться, что дух того «Спартака», о котором так много говорили и говорят, все-таки был. Особенно это чувствовалось, когда командой руководил Николай Петрович Старостин, «Дед». Мне довелось поработать под его началом в сборной около месяца и у меня остались самые замечательные воспоминания от общения с ним. Когда я пришел в «Зенит», уже тогда у нашей команды были свои счеты с москвичами. Кстати, к слову о прозвищах — «Спартак» я всегда называл «галантерейщиками». У меня «спартаковцы» ассоциировались с мелкими торговцами.

А. А.: То есть «Спартак» не любили футболисты других команд?
В. К.: Ну да, и потому, что где-то им помогали судьи, и из-за них самих — они всегда были немного пиарщиками. И до сих пор, посмотрите, такое ощущение, что в футбол в России играет только «Спартак». Повсюду «Спартак», «Спартак», куда ни кинь.

А. А.: Сегодня прозвучало высказывание одного московского комментатора о том, что после приобретения Халка и Витселя «Зенит» стал самым ненавидимым в народе клубом. Так ли это?
В. К.: Хороший вопрос, на который мне давно хотелось ответить в эфире. Все разговоры о том, что «Зенит» является самым нелюбимым в России клубом — это происки Москвы. За все время, куда бы мы ни приехали с «Зенитом», нас везде любили: в Сибири, на Чукотке, в Узбекистане. «Зенит» всегда любили и будут любить. Всегда считалось, что «Зенит» — это команда культурной столицы России. И действительно, посмотрите на игроков нашей команды. Они живут в нашем городе, посещают музеи. Петербург питает их своей культурой, и футболисты, уверен, становятся духовно богаче. А духовность — это одна из самых важных составляющих «Зенита» на протяжении всей истории существования команды.
(слушатель): От всей души поздравляю вас! Я — наверное, один из множества людей, которые благодаря вам играют в футбол, любят футбол и воспитывают детей на вашем примере! Позвольте прочитать вам стихотворение.

Попробуй-ка, останься сам собою,
Когда грохочет колесо судьбы
И давит на тебя пережитое
Потерями уступок и борьбы
Попробуй-ка, останься сам собою,
Когда тебя футболят, словно мяч,
В грязь повергает самое святое
Ничтожный лицемер или ловкач
И все-таки — останься сам собою
Ты выше всех удач и неудач
Приходит счастье вместе с острой болью,
И только ты себе — судья и врач.

Здоровья вам и всего наилучшего! А по поводу покупок «Зенита» хочу сказать: среди массы публикаций на эту тему я прочел статью нижегородских авторов. Они подсчитали, что трансферная стоимость «Волги» составляет ¼ стоимости Акселя Витселя — и сделали вывод, что такие покупки делаются не только для одной команды, но для всего российского футбола. Авторы призывают всех жителей Нижнего Новгорода прийти на стадион в день матча с «Зенитом», 11 ноября, потому что такие футболисты — редкость для нашего чемпионата, и всем, а особенно детям, стоит посмотреть на их игру. Это история, которая творится на наших глазах.

А. А.: Конечно, надежд с этим связано очень много.
В. К.: Спасибо за поздравления!

(слушатель): Всего самого доброго Владимиру Казачёнку и большое ему спасибо за то, что он делал раньше и что делает сейчас. Народ ведь не просто так сочинил о нем такое множество стихов и кричалок! Я звоню из Эстонии, а Владимир Александрович сейчас тренирует эстонскую команду, так вот он не даст соврать: хотя самый известный эстонский игрок сейчас выступает за московский клуб, весь северо-восток страны болеет за «Зенит», а вовсе не за эту команду!
В. К.: Абсолютно точно! Спасибо вам большое!

А. А.: Я думаю, Владимир Александрович — рекордсмен по количеству посвященных ему стихов. Столько стихов ни про кого не сочиняли, и до сих пор ни про кого не сочинили.
И. С.: Владимир Александрович, а товарищи по футбольному цеху не подкалывали вас по поводу исключительной популярности?
В. К.: Да нет, я не помню, чтобы подкалывали. Да и не было никакой «звездности», это было как-то само по себе — как говорится, мухи отдельно, а котлеты отдельно.

И. С.: А у вас какая кричалка любимая?
В. К.: Я уже говорил. «У нашего „Зенита“ болельщиков не счесть, пока такие люди, как Казачёнок, есть!»

И. С.: Там вообще много разных, хороших.
А. А.: Много, и про Марадону есть. «В Аргентине Марадона себе ногу откусил — он узнал, что в Ленинграде Казачёнок гол забил!»
В. К.: Хорошо, что он откусил только правую! Потому что левой он все-таки хорошо играл (смеется).

И. С.: Лучше бы он себе руку откусил, чтобы не забивать ею!
В. К.: Да, и не отражал. И мы бы, может быть, прошли на чемпионате мира дальше.

И. С.: Да, в 90-м году такое тоже могло быть.
(слушатель): Владимир Александрович, мне однажды даже довелось против вас играть. Это было в начале 90-х, я был тогда депутатом Ленсовета, и мы играли товарищеский матч против ветеранов «Зенита». Вы, конечно, нам назабивали там — я прекрасно помню ваши пушечные удары! Поздравляю вас, желаю долгих лет, здоровья! Позвольте один вопрос: вот, мы приобрели двоих отличных футболистов. Но кто же из наших теперь будет вынужден сесть на лавку?
В. К.: Спасибо за поздравления. Я думаю, что из тех игроков, которые сейчас есть в «Зените», на лавку никто не сядет. Понятно, что новые игроки приглашены на самые проблемные позиции. Нам как воздух нужны были два опорных полузащитника, теперь у нас есть и Денисов, и Витсель; нам нужна была мощь в атаку — это Халк. Невозможно всегда ставить всех; в команде всегда есть 18-20 футболистов, претендующих на место в составе. Существуют такие вещи, как травмы, тактические соображения... Все будут играть! Независимо от того, как будет распределено время — играть все равно будут абсолютно все. И ни одному из наших футболистов не нужно сейчас опускать руки и думать, что на нем поставили крест.

(слушатель): Владимир Александрович, с днем рождения! Крепкого вам здоровья, оставайтесь всегда символом нашего города, которым вы являетесь многие годы! Что касается наших новобранцев и возмущения вокруг цен на них — подумайте, ведь лучшие игроки на самом деле едут не в Испанию, Германию или Англию как таковые, они едут в топ-клубы, которых — по пальцам пересчитать. Сейчас «Зенит» сделал заявку на то, что он теперь тоже является топ-клубом Европы. В будущем игроки поедут к нам из-за престижа.
В. К.: Спасибо вам большое! Добавлю: может быть, вы заметили, практически все игроки, когда говорят о том, почему выбрали клуб, упоминают: очень понравилась атмосфера на стадионе. Когда приглашают игрока, ему показывают, какая атмосфера в клубе и на стадионе. «Бавария», «Манчестер Юнайтед», «Реал», «Барселона» — на стадионах всех этих топ-клубов своя неповторимая жизнь. Если же обратиться к нашей действительности — мы увидим, что, кроме «Зенита», ни об одном клубе впечатления с этой стороны составить нельзя. Игрок просматривает отрывки матчей, фотографии — и видит стадион, видит нас, болельщиков. Это тоже способствует тому, что к нам футболисты все-таки едут. А в Москву, где сидит пять-шесть тысяч случайно зашедших людей, игроков, конечно, очень сложно завлечь.

И. С.: Любопытно, что и Халк, и Витсель играли против «Зенита» в прошлом сезоне в Лиге чемпионов, а Витсель, кстати, еще и до этого с нами встречался в составе «Стандарда». Они оба приезжали на «Петровский»...
В. К.: Конечно, они прочувствовали энергетику этого стадиона — ведь, в самом деле, только «Зенит» в нашем чемпионате всегда играет дома при полных трибунах.

И. С.: Очевидно, что одна из важнейших игровых характеристик Халка — его мощнейший удар. Скажите, это ставится или может быть врожденным качеством? Или, может быть, с кем-то можно мучиться-мучиться, но так и не поставить?
В. К.: Сила удара — это все-таки скорее врожденное качество, потому что в первую очередь это зависит от скорости разгибания голени. А вот правильность, постановка удара — это другое дело. Ведь что значит «поставить удар»? Сделать так, чтобы игрок мог бить дифференцированно: в зависимости от задачи управлять скоростью, попадать в нужную часть мяча. А не так, что — вот подбежал к мячу, и со всей силы пробиваешь каждый удар. Здесь речь о разнообразии технических приемов. Что же касается Халка — в первую очередь хочется отметить: «Зенит» приобрел те мускулы, которых ему недоставало. Ведь заходила речь о том, что мы как-то легковесно выглядим в Европе. Халк как раз добавил мускулов нашей команде — и в прямом, и в переносном смысле.

(слушатель): Присоединяюсь к поздравлениям, желаю долгих лет и успехов! У меня такой вопрос: накануне состоялся матч легенд хоккея СССР и Канады. Почему бы не устраивать такие матчи и в футболе, чтобы болельщики и игроки, которые сейчас выходят на поле, не только по воспоминаниям и фотографиям помнили историю нашего клуба, а видели своих ветеранов вживую?
В. К.: Они и устраиваются. Существует команда «Зенит-84», которая регулярно играет. Есть команда более молодых ребят — поколение Радимова, Горшкова, Лепехина, Кондрашова. Я недавно присутствовал на их матче. Может быть, не все об этом знают, потому что нет афиш. Это замечание мы передадим в футбольный клуб.

(вопрос слушателя): Как вы думаете, Александра Бухарова продадут, или он еще нам нужен?
В. К.: Я ведь уже отвечал на этот вопрос. Нужен такой Бухаров, каким он был в прошлом году в четырех-пяти играх. А такой Бухаров, которого мы видим на протяжении всего этого периода, наверное, не нужен. А продать его, я думаю, будет сложно. Ведь не только мы следим за футболистами, но и все остальные.

(слушатель): Присоединяюсь ко всем поздравлениям! Я хожу на стадион с 1973 года и прекрасно помню пушечные удары Казачёнка, то, как он обыгрывал всех в штрафной, и как красиво он там падал, а судьи давали одиннадцатиметровые. Все тогда шутили, Володя лучше всех падает в штрафной. Единственное — очень жалко, что Владимир Александрович не доиграл до 1984 года, не стал чемпионом с тем составом.

А. А.: Владимир Александрович, про красивые падения в штрафной — это правда?
В. К.: Ну раз люди так говорят, как я могу сказать «неправда»? (смеется). Помните, в фильме «Семь невест ефрейтора Збруева» персонаж говорит: «Била меня жизнь!» Вот и я так же могу сказать: били меня защитники! Ну а что я буду стоять, если бьют по ногам?

А. А.: Часто сравнивают нынешний футбол с тем, что был в Советском Союзе. Я сейчас не об иностранцах, а вообще. Мол, сейчас футбол легковесный, а в ваше время были такие мастодонты, и игроки тогда обладали настоящим мастерством.
В. К.: Не сочтите каким-то там брюзгой, но я могу сказать одно: средний уровень всех футболистов лиги был намного выше, чем сейчас. Может быть, чего-то другого нам не хватало, но по обученности, по пониманию футбола мы современных игроков превосходили.

И. С.: А кто из защитников у вас был самый нелюбимый? Были такие?
В. К.: Да я как-то по жизни со всеми сохранил хорошие отношения. Были, конечно, жесткие защитники. Вот Пьяных такой был в Донецке, там все нападающие плакали! — а у меня с ним были прекрасные отношения. Да, он как-то мне врезал, но я же тоже могу! Ответил — и все, и дальше мы с ним отлично ладим. Ведь важно не просто ударить, важно остудить, когда человек уже начинает хамить.

(вопрос слушателя): Что вы думаете о футбольных аналитиках, таких, как Александр Бубнов?
В. К.: Ну, что тут скажешь — в жизни же не бывает, чтоб все были одинаковые. Мы понимаем, что многим не нравится. А по нему я вижу, что он на нас смотрит и думает: а почему это вы решили, будто понимаете в футболе? Каждый воспринимает по-своему. Я помню, как однажды в «Динамо» у него нашли тетрадку, где было написано: 1976 год — посвящен физике, 1977 год — посвящен тактике, и 1978, допустим, технике. А в 1979 году — стоит восклицательный знак, и скромно так написано: «Я — Беккенбауэр!» (смеётся).

И. С.: Чего нам ждать от первого матча со сборной Северной Ирландии?
В. К.: Чего мы всегда ждем в преддверии матча? Хорошей игры. Вот и сейчас так же. Что бы я ни сказал, все равно все люди будут надеяться и ждать, что игра сборной понравится. Я хотел бы, чтобы футболисты играли не только умом, техникой и тактикой, но и сердцем. Именно на такую игру приходят зрители на стадионы, и за это любят футболистов болельщики у телеэкранов. Игра должна нравиться прежде всего самим футболистам.

(слушатель): Владимир Александрович, с праздником вас! Вы — один из футбольных символов Петербурга. Я счастлив, что мы наконец-то дожили до тех времен, когда «Зенит» стал из года в год доказывать, что теперь он — законодатель футбольной моды.
В. К.: Надеюсь, что мы с вами доживем до того времени, когда «Зенит» из года в год будет выигрывать и Лигу чемпионов! Спасибо всем за поздравления, желаю всему Петербургу счастья, здоровья и удачи. В нашем городе есть всё, чтобы жить счастливо.

www.fc-zenit.ru