Налоговики проверят кассы в онлайн

Налоговики проверят кассы в онлайн

Минфин намерен ужесточить требования к использованию контрольно-кассовой техники (ККТ), обязав владельцев магазинов, кафе и иных точек торговли и общепита в режиме онлайн передавать сведения обо

Минфин намерен ужесточить требования к использованию контрольно-кассовой техники (ККТ), обязав владельцев магазинов, кафе и иных точек торговли и общепита в режиме онлайн передавать сведения обо всех операциях в налоговую службу. По мнению чиновников, это позволит не только повысить финансовую дисциплину и собираемость налогов, но и защитить права потребителей. Сами предприниматели убеждены в бессмысленности идеи и увеличении расходов, которое приведет к росту цен.

Помимо торговых точек «онлайн-кассами» предлагается оборудовать все банкоматы и платежные терминалы. «Старые» аппараты, в том числе оснащенные так называемой фискальной памятью, разрешат использовать только работающим в отдаленных и не имеющих надежных средств связи поселениях. Также разработанный Министерством финансов России законопроект ужесточает санкции за неприменение ККТ.

«Виртуальный инспектор»

Контроль за использованием кассовых аппаратов в настоящее время осуществляется так называемым точечным методом – выездными проверками. Причем еще несколько лет назад арбитражный суд де-факто запретил налоговикам использовать традиционные «контрольные закупки», признав их провокационным методом сбора доказательств. Хотя даже при этих ограничениях фискальным органам порой удается проверять почти всех. Так, по данным отчета Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу (УФНС), за минувший год на почти 22 тысячи единиц ККТ, зарегистрированных в Северной столице, было проведено 21,2 тысячи проверок, причем две трети из них выявили те или иные нарушения. Но в Минфине убеждены в неэффективности таких мер выборочного контроля, а потому предлагают создать «современную автоматизированную систему контроля за применением ККТ и полнотой учета выручки»: некие новые кассовые терминалы должны через специально уполномоченных операторов передавать данные о каждой операции в налоговую службу. «Реализация указанного механизма направлена на изменение принципов работы контрольных органов в части внедрения новой системы администрирования применения ККТ и повышение уровня прозрачности наличных расчетов и расчетов с использованием платежных карт в сфере торговли и услуг», – убеждены в финансовом ведомстве.

Кроме того, переход на применение ККТ с функцией передачи информации позволит, по мнению чиновников, повысить уровень защищенности прав потребителей. Ведь кассовый чек будет формироваться не только в бумажном, но и в электронном виде, который будет доступен потребителю и продавцу практически в любой момент. В отличие от бумажного документа, который может быть безвозвратно утрачен.

Белорусский мотив

В качестве доказательства целесообразности предложенной технологии чиновники Минфина приводят опыт стран – партнеров России по Таможенному союзу: в Казахстане систему контроля кассовой техники в режиме онлайн для некоторых видов деятельности планируется запустить с 2014 года, а в Белоруссии торговые автоматы уже передают данные в единый центр обработки по каналам сотовой связи.

Никаких расчетов стоимости новой техники, затрат на ее обслуживание, оплату услуг специализированных операторов и т.д. в пояснительной записке к разработанному законопроекту не приводится. Между тем в Минфине утверждают, что внедрение новой технологии позволит налогоплательщикам сэкономить (!) более 25 млрд рублей в год. Учитывая, что, по последним данным Федеральной налоговой службы в России, зарегистрировано чуть более 2,5 млн кассовых аппаратов, получается, что расходы каждого пользователя снизятся на 10 тысяч рублей в год. Сами предприниматели убеждены в абсурдности этих аргументов чиновников. «Общественной пользы в этом нововведении нет, явно прослеживаются чьи-то лоббистские интересы, – полагает Алексей Третьяков, глава Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка. – Как и с внедрением фискальной памяти тех же ККМ, пролоббированной монопольным производителем таких устройств. Убежден, что система онлайн-передачи данных только увеличит затраты налогоплательщиков – владельцев магазинов и иных торговых точек. Они, соответственно, вынуждены будут закладывать дополнительные расходы в стоимость товаров, а потому цены для конечных потребителей (тоже налогоплательщиков) опять же увеличатся».

Иной точки зрения придерживается директор и продюсер музыкальной компании «Бомба-Питер» Олег Грабко. Он не исключает, что новая технология позволит сделать «этот мир еще прозрачней». «Чем меньше чиновников в бизнес-цепочках, тем жизнь будет проще и лучше. На сегодня помимо 70 процентов коррупционной наценки на всём, что есть в России, еще и львиная доля денег уходит на обслуживание растущей армии чиновников», – полагает Олег Грабко.

Невменяемый контроль

По мнению Алексея Третьякова, нет смысла требовать передавать данные о кассовых операциях, совершенных предпринимателями и компаниями, уплачивающими единый налог на вмененный доход (ЕНВД, так называемая «вмененка»), а также применяющими патентную систему. Ведь в этих случаях налоговая база никак не зависит от выручки, а действующий закон освобождает таких налогоплательщиков от применения кассовых аппаратов.

Речь идет о большей части сферы потребительского рынка – мелкорозничной торговле (ларьках, павильонах и пр.), всех бытовых услугах (парикмахерских, банях, пунктах бытового ремонта и пр.), автостоянках, автомастерских и автомойках, учреждениях общепита без торговых залов (в том числе в так называемых ресторанных двориках – фудкортах), перевозках в «маршрутках» и иных видах деятельности. Сегодня вместо кассовых чеков по просьбе покупателей они должны выдавать квитанции или иные оправдательные документы. Кроме того, кассовые машины вправе не применять компании и предприниматели, использующие бланки строгой отчетности – туристические путевки, квитанции ломбардов, билеты на киносеансы и т.д.

Предложенные Минфином поправки сохраняют эти «льготы», но не предусматривают новых способов финансового контроля в этой сфере. Хотя и сегодня нарушений в ней выявляется порой больше, чем среди пользователей ККТ. Так, массовая проверка, проведенная в марте петербургскими налоговиками при участии бойцов ОМОНа, выявила нарушения более чем в 80 процентах случаев. Большинство из них зафиксировано как раз у плательщиков ЕНВД, которые, по данным УФНС, злоупотребляют своим правом. «Соответствующий документ при расчете с покупателями либо не выдается вообще, либо не оформляется надлежащим образом», – констатировали в пресс-службе ведомства.

Участников рынка также беспокоит вопрос сохранности коммерческой информации, которую будут накапливать частные компании (уполномоченные операторы передачи данных в налоговую). По ним можно легко отследить объем продаж конкретных товаров, а также оценить так называемую корзину покупателей (кто и в каком сочетании какие продукты покупает и т.д.), – для продавцов это бесценная маркетинговая информация. Кроме того, исходя из формулировок закона, супермаркет или иная торговая точка вынуждена будет приостановить работу при возникновении любых сбоев на канале передачи данных, которые нередко возникают в работе, в том числе и сотовых сетей. Кто будет возмещать убытки в таком случае – не ясно.

Возможно, для решения всех этих технических, организационных и правовых вопросов Минфин предлагает внедрять новую технологию поэтапно. Согласно законопроекту, с 1 июля 2015 года передавать данные обо всех кассовых операциях в режиме онлайн должны будут владельцы платежных терминалов и банкоматов (они уже подключены к защищенным каналам связи и без них работать, в принципе, не могут), а также крупных стационарных торговых точек (в Санкт-Петербурге такая обязанность затронет объекты с площадью торгового зала не менее 150 кв. метров). Остальным магазинам, павильонам, кафе и иным компаниям и предпринимателям новые кассовые машины нужно будет подключить до 1 июля 2016 года.

Всем заинтересованным лицам Минфин предлагает принять участие в общественном обсуждении разработанного им проекта федерального закона – до 12 апреля отправить свои замечания на электронную почту ([email protected]) или «бумажное» письмо на официальный адрес ведомства (109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9).

Павел Нетупский, "Фонтанка.ру"