Дума все же защитит верующих от неверующих

Дума все же защитит верующих от неверующих

\ \ \ \ \ \ \

\ \ \ \ \ \ \ \ \ \

Госдума одобрила поправки к законопроекту о защите религиозных чувств граждан. По тексту, предложенному ко второму чтению, новой статьи, по которой за нападки на верующих можно сесть на пять лет, в Уголовном кодексе не будет. Конфессии уравняют в правах, независимо от их места в "культурном наследии" России. В этом депутаты пошли навстречу обществу. Но из остального текста следует, что в целом навстречу ушли недалеко.

Ко второму чтению Госдума согласилась отнестись к оскорбителям чувств и осквернителям святынь гуманнее: по тексту, принятому в первом чтении, можно было загреметь не то что на "двушечку", а на всю "пятёрочку". Причём по любой из двух статей УК РФ: то ли по предложенной думцами – об оскорблении религиозных чувств, то ли по старой, 148-й, – о воспрепятствовании свободе совести.

Юристы, высказывавшие претензии к тексту законопроекта, называли это конкуренцией статей.

Напомним, что законопроект, направленный на защиту религиозных чувств, а точнее – «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан…», был внесён в Госдуму в сентябре прошлого года – вскоре после оглашения приговора по делу Pussy Riot. Его соавторами стали представители всех четырёх фракций. В минувшем апреле его приняли в первом чтении, но тогда же было сказано, что в текст будут внесены существенные поправки. В том числе – чтобы устранить упомянутую конкуренцию.

Теперь предполагается, что всем необходимым для защиты верующих "укомплектуют" существующую, но практически не применяемую 148-ю статью УК РФ. В новой редакции её сформулируют так: "Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий". Под этим будут подразумеваться, во-первых, "публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих", во-вторых – "незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или отправлению религиозных обрядов и церемоний".

За первое Дума предлагает назначать наказания от штрафа в 300 тысяч рублей до заключения в колонии на год. Всего-навсего – вместо трёх лет в апрельской редакции. А если злоумышленники своими публичными действиями выражали неуважение "в местах, специально предназначенных для отправления богослужения, других религиозных обрядов и церемоний", то это, по новой версии, может потянуть на полумиллионный штраф, 480 часов обязательных работ, три года принудительных работ или всё тот же год лишения свободы. Вместо пяти.

Препятствовать деятельности религиозных организаций тоже станет чревато. Если просто препятствовать – это от 300 тысяч штрафа до 3-месячного ареста. А если "с использованием служебного положения" или "с применением насилия" – то почему-то дешевле, штраф – до 200 тысяч. Зато сесть можно на год.

Законопроект предусматривает не только появление уголовной ответственности для кощунников, но и ужесточение административной. Штрафы за "воспрепятствование осуществлению права на свободу совести… принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него" по статье 5.26 КоАП увеличиваются в 100 раз – от 10 до 30 тысяч для граждан и от 50 до 100 тысяч для должностных лиц.

Пункт второй этой статьи раньше предусматривал наказание за оскорбление чувств или осквернение святынь. Но чувства, как уже было сказано, "перекочевали" в Уголовный кодекс. Штрафовать – 30-50 тысяч для граждан и 100-200 тысяч для должностных лиц – предлагают за "умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение". Граждан ещё можно за это привлечь к 120 часам обязательных работ.

Из законопроекта исчезла фраза о религиях, составляющих "неотъемлемую часть наследия". Против неё высказывались многие правозащитники, в том числе – Совет по правам человека при президенте РФ. Ко второму чтению депутаты согласились, что претендовать на место в "неотъемлемой части наследия" имеет право любая религия.

Но что сохраняется в законопроекте – так это совершенно явная дискриминация атеистов.

– Думаю, что тут не обошлось без влияния клерикального лобби! – заявил по этому поводу во время обсуждения проекта коммунист Борис Кашин.

Определение свободы совести, предусмотренное законопроектом, он назвал неконституционным.

– Свобода совести включает в себя право на атеистические взгляды, на возможность не исповедовать никакой религии, – объявил он с думской трибуны. – Это становится очень актуальным в наше время, когда некоторые работодатели навязывают своим работникам определённые религиозные ритуалы.

Но коллеги-депутаты никак не хотели согласиться с тем, что неверующие – тоже люди неплохие. Кроме однопартийца Кашина – коммуниста Олега Смолина, который возмутился тем, что закон не защищает "нерелигиозные чувства".

– Нам говорят, что у неверующих нет сакрального пространства, другими словами – нет ничего святого, – рассуждал он – У людей нерелигиозных точно так же есть сакральное пространство, только другое!

И чтобы подтвердить свою мысль, он цитировал "выдающегося христианского философа Николая Бердяева".

Смолин внёс в законопроект свою поправку: он предложил сохранить в законе всё, что касается осквернения религиозных объектов, но исключить то, что связано с религиозными чувствами.

– Понятие "оскорбление чувств верующих" не поддаётся юридическому определению, – пытался объяснить он коллегам. – Радикально настроенные верующие всегда могут посчитать, что их оскорбляют сама по себе другая вера или безверие.

Он апеллировал к примерам из истории и мировой литературы. Вот как нам, при таком законе, нужно будет относиться к творчеству Белинского, Маяковского, Блока? Как цитировать Омара Хайяма? А уж прочесть вслух "Сказку о Попе и работнике его Балде" – это в чистом виде статья 148 УК РФ! А вот Пётр Первый, который переливал колокола на пушки, или Екатерина, отнимавшая земли у монастырей, они у нас теперь – злостные осквернители и кощунники?

– Мне сложно сказать, чем руководствовался Пётр Первый, когда переливал колокола, – сдержанно ответил ему единоросс Александр Ремезков, защищавший вторую редакцию законопроекта в том виде, в каком она понравилась думскому большинству. – По нерелигиозным гражданам – мне сложно сказать, как относиться к ним.

По его словам, в дальнейшем предлагать "те или иные трактования" понятий "оскорбление чувств", "отправление культа" и так далее будут уже правоприменители. Иными словами, решать, в какой степени сказка Пушкина оскорбила чувства, первыми теперь будут сотрудники полиции и прокуратуры.

Во время так называемого "часа голосования" депутаты, вероятнее всего, примут законопроект во втором чтении. Оно считается основным, потому что главные поправки уже внесены. Предстоит ещё третье чтение, но его можно считать чисто техническим. Скорее всего, защищать чувства верующих Уголовный и Административный кодексы будут так, как депутаты решат сегодня.

Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"

\