Два слова в защиту "Стратегии"

Два слова в защиту "Стратегии"

Давно известно, что крайности сходятся. Правота этой поговорки подтвердилась, когда в общественных организациях Санкт-Петербурга началось обсуждение «Стратегии-2030». К экспертам-общественникам

Давно известно, что крайности сходятся. Правота этой поговорки подтвердилась, когда в общественных организациях Санкт-Петербурга началось обсуждение «Стратегии-2030».

К экспертам-общественникам как раз вопросов нет. Они вдумчиво анализируют предварительный вариант "Стратегии", так называемую «Версию 1», с готовностью делятся своими сомнениями по каким-то конкретным пунктам, охотно высказывают собственные предложения. Именно так мы и представляли себе работу над важнейшим для города документом. Только когда эти замечания будут учтены в тексте "Стратегии", появится чистовой вариант, или «Версия 2», которую рассмотрит Экономический совет Санкт-Петербурга.

Удивление вызывают не мнения экспертов (в большинстве своем – заинтересованные и очень дельные), а критики «слева» и критики «справа». Одни вспоминают наше недавнее прошлое и упрекают, почему "Стратегия" так мало похожа на детально прописанный советский пятилетний план. У вторых свое обоснование: мол, экономика страны и так на ладан дышит, не сегодня-завтра грянет полномасштабный кризис, и тогда будет не до стратегий. Что интересно, вывод и у консерваторов, и у либералов-рыночников примерно один и тот же. Реализовать "Стратегию" невозможно, цели ее «утопичны», так как они не согласуются с текущими городскими программами и законами, в том числе с бюджетом-2014. То есть правительство Санкт-Петербурга делает напрасную работу.

Вновь, как и в случае с историческим центром, петербуржцам пытаются представить происходящее со знаком «минус». Только на этот раз манипулировать общественным мнением у наших оппонентов не получится. Мы заранее объяснили, что «Версия 1» в результате согласований превратится в «Версию 2». Поэтому сейчас критики ставят под сомнение не содержание "Стратегии" (раз оно еще обсуждается и корректируется), а сам факт ее разработки. Точнее - ее необходимость и своевременность.

Представляя бюджет-2014 в Законодательном собрании, я говорил депутатам, что это последний годовой финансовый план, не увязанный со стратегическими документами Санкт-Петербурга. Задачи перехода к долгосрочному планированию поставлены президентом России. Бюджет города на 2015 год будет составляться на основе 16 государственных программ Санкт-Петербурга, сформулированных с учетом федеральных программ и городской "Стратегии-2030". (Это, кстати, одно из важных ее преимуществ - раньше все городские документы такого рода указывали цели, но не содержали механизмов достижения).

Поэтому принимать "Стратегию" нужно сейчас и утверждать в первом квартале 2014-го. С ее помощью мы зафиксируем показатели социально-экономического развития, которые позже войдут в государственные программы Санкт-Петербурга. И следующим летом наша общая с Законодательным собранием работа над бюджетом-2015 будет вестись в соответствии с госпрограммами. Еще более четко и максимально прозрачно.

Но даже если бы задача перехода на госпрограммы не ставилась на уровне руководства страны, Санкт-Петербург все равно не обошелся бы без "Стратегии". Город в своем развитии подошел к той точке, когда его ресурсы – территориальные, производственные, инвестиционные и даже человеческие – сейчас во многом исчерпаны. Единственным возобновляемым из перечисленных является человеческий ресурс. Другого варианта успешного развития, кроме как через развитие человеческого капитала, у Санкт-Петербурга просто не существует.

Главная точка роста городской экономики – это человеческий интеллект. И нам просто позарез нужен инструмент, чтобы скорректировать все наши программы, все прежние взгляды на будущее города, формировавшиеся в условиях избытка ресурсов, и переориентировать их на человека. В нашем случае это будет переходом к устойчивому развитию. И роль своеобразного «сита», через которое предстоит «просеять» все наработки, мы и отводим "Стратегии-2030".

Да, "Стратегия" – и не план, и не прогноз. Она и должна быть где-то посередине. Да, она не соответствует многим предыдущим концептуальным документам, проектам и текущим программам. Но она и не должна им соответствовать, поскольку прежние документы, проекты и программы составлялись в другое время и в совершенно других обстоятельствах, вне дефицита ресурсов. А чем этот дефицит острее у всей страны, тем важнее определить стратегические приоритеты и поставить их во главу угла. Чем мы, собственно, и занимаемся, обсуждая и принимая петербургскую "Стратегию-2030".

Кстати, эксперты – не «критики от экономики», не политики слева и справа, а настоящие эксперты по стратегическому планированию, – считают, что мы опережаем время. Они называют нашу "Стратегию" лучшей среди всех субъектов Российской Федерации. Даже в ее нынешнем, далеко не окончательном варианте.

Впрочем, если вдуматься, мы не делаем ничего особенного. Петербург всегда, с самого рождения, развивался по четким планам. В отличие от большинства других городов. Мы просто следуем традиции «регулярности», восходящей к Петру I. С тою только разницей, что прежние планы охватывали пространство, которого у города больше нет, а наша "Стратегия" охватывает время.

Георгий Полтавченко, губернатор Санкт-Петербурга