В Петербурге знают, о чем на самом деле "Квадрат" Малевича

В Петербурге знают, о чем на самом деле "Квадрат" Малевича

В Петербурге открылась выставка «Казимир Малевич: до и после квадрата». Порядка сотни произведений — от ранних фресок до последних портретов людей из плоти и крови - демонстрируют, что Малевич

В Петербурге открылась выставка «Казимир Малевич: до и после квадрата». Порядка сотни произведений — от ранних фресок до последних портретов людей из плоти и крови - демонстрируют, что Малевич придерживался собственного реализма. Об этом пишет сегодня РБК daily.

Прекрасно рисуя с натуры, Малевич вполне мог бы являть куда более реалистичные и понятные образы. Например, в духе художника Локтионова изображать спортсменов, крестьян и рабочих, создающих крепкие советские семьи. Но он был против традиционной художественной передачи информации: лишал людей лиц, превращал их в геометрические фигуры и черточки на бумаге, утверждая, что так жизнь Вселенной, частью которой является каждый человек, передается более реально.

Самым ярким способом выражения стали, конечно, квадраты. Они размещены в середине экспозиции: черный висит необычно высоко, а красный расположен напротив и помещен в угол зала, как икона. Собственно, и тот и другой, как и все остальные квадраты Малевича, и есть иконы, изображение Бога, выход в космос, выход из тела.

Если следовать логике Малевича, то квадрат — это круг. Предметам художник никогда не думал придавать привычные формы. В опере «Победа над Солнцем», костюмы и декорации для которой делал Малевич, актеры разрывают занавес с черным квадратным солнцем. Так выражался протест против традиционного искусства и утверждалась активная форма творчества. Сама идея супрематизма, который придумал и проповедовал Малевич, как чего-то над и вне стоящего, была направлена на поиск новых форм. Реконструированная Московским театром музыки и драмы Стаса Намина, опера тоже транслируется в отдельном зале. Здесь же выставлены костюмы, выполненные по эскизам Малевича студентами СПбГХПА им. Штиглица.

Выставка подчинена биографической логике. После ранней графики, фресок с мучениками и святыми и оперой-буфф идут крестьяне. Портреты, датированные поздними двадцатыми годами, выражают преимущественно тревогу. Лица, там где они еще присутствуют, грустные. А из пустых овалов будто выходит страх. Возможно, Малевича одолевало дурное предчувствие. В 1927 году он месяц провел в «Лефортово» по подозрению в шпионаже, в 1930 году, после выставок в Берлине и Вене, был вновь арестован как «германский шпион» и на несколько месяцев посажен в питерские «Кресты», а еще через три года заболел раком.

Поразительно, что самые последние портреты Малевича — наиболее реалистичны и «вочеловечены», но и здесь никаких личных привязок. Сам автор и третья жена — просто женщина и просто художник. Вместе с ними завершают выставку «Красная конница», которая никакая не конница, а лишь движение конницы со знаками коней, и лишенные физиономий «Спортмены», которые никакие не спортсмены, а только контуры спортсменов.

Напомним, на днях свое мнение о творчестве К.Малевича высказал президент РФ Владимир Путин. Во время беседы с художником Ильей Глазуновым глава государства сказал, что, "как известно, К.Малевич посвятил "Черный квадрат" Владимиру Ленину". В.Путин, вероятно, вспомнил старый анекдот о картине "Ленин и купальщицы". Через некоторое время фраза президента появилась в статье "Википедии", посвященной "Черному квадрату".

Кстати, в этом же разговоре президент сказал, что это не единственная работа К.Малевича. "У него есть и другие, и там есть, на что посмотреть, уверяю вас", - отметил он, признавшись, что лично ему более близок реализм.