Петербургские дилеры отказываются от привычных новогодних распродаж

Петербургские дилеры отказываются от привычных новогодних распродаж

Предновогодние распродажи на авторынке раньше всегда обещали рынку подъем, дилерам - высокий сезон, а покупателям - приемлемую цену. В этом году затянувшаяся смена тенденций на рынке грозит разрушить

Предновогодние распродажи на авторынке раньше всегда обещали рынку подъем, дилерам - высокий сезон, а покупателям - приемлемую цену. В этом году затянувшаяся смена тенденций на рынке грозит разрушить эту привычную картину. Причина в том, что основной инструмент предновогодних распродаж - бонусы и скидки - были задействованы дилерами практически с начала этого года. В январе-феврале 2013-го скидки помогли распродать большие складские остатки автомобилей прошлого года выпуска, потом поддерживали продажи, которые так и норовили свалиться в спад. В этих условиях ожидать в конце года аукциона невиданной щедрости нет оснований.

Рынок хромает

Российский автомобильный рынок продолжает скользить вниз - за 10 месяцев 2013г. рынок потерял 7%. Наибольшее падение в октябре у АвтоВАЗа – продажи рухнули сразу на 25%. По оценкам генерального директора дилерской группы «Рольф» Татьяны Луковецкой, именно спад продаж российских брендов тянет рынок вниз – без их учета продажи в октябре были бы всего на 1% меньше прошлогодних.

Однако падают и продажи некоторых иномарок. Так, продажи Chevrolet сократились на 22%, а Ford – на 17%. Характерно, что многие модели автомобилей этих марок не попали в государственную программу субсидирования автокредитов, так как их цена превышает 750 тысяч рублей.

А вот иномарки, чьи бестселлеры попали в программу субсидирования, не только стали лидерами рынка (Renault, Hyundai и Kia), но и смогли увеличить продажи. Также неплохо себя чувствуют премиум–марки, показавшие в октябре рост продаж на 7,7%

Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» считает, что ускорение падения продаж автомобилей в октябре по сравнению с сентябрем, когда рынок упал на 5%, во многом связано с ожиданием потребителями традиционных новогодних скидок.

Покупатель, по мнению петербургских автодилеров, до сих пор терпеливо ждет новых, дополнительных бонусов и продолжения ценовых войн, развязанных дилерами в прошлом году из-за огромных складских запасов. Однако повторения такого сценария на рынке вряд ли стоит ожидать. По словам Татьяны Луковецкой, теперь производители и дилеры осторожнее заполняют склады, поэтому и опустошать их в срочном порядке в этом году не потребуется.

Ортопедические скидки

По мнению автоэксперта Михаила Шевелькова, текущее состояние автомобильного рынка таково, что популярные и принятые ранее новогодние распродажи практически ушли в небытие. «Распродажа идет в течение всего года. В любой момент времени на рынке присутствуют выгодные ценовые предложения на определенные модели, модификации и конкретные автомобили. Возможно, к концу года таких предложений будет просто больше», - говорит он.

Спецпредложения на рынке до конца года будут появляться эпизодически, считает Виталий Новиков, управляющий партнер Университета продаж, в прошлом - руководитель ряда крупных автоцентров.

«Снизить цены на автомобиль можно за счет дилерской или дистрибьюторской маржи. В последнее время маржа дилера изрядно сократилась, поэтому в основном скидки, которые мы видим, дистрибьюторы предоставляют за свой счет», - уточняет эксперт.

С дилерскими бонусами сейчас сложнее. Во первых, ни один из автоцентров не объявит о таком предложении публично - через рекламу или по телефону, договориться о скидке можно только при личной встрече покупателя и менеджера.

Это, кстати подтвердил практический опыт РБК. Обзвонив ряд автосалонов («Аларм моторс», «Мега-авто», «Рольф», «Олимп», «Атлант-М», «Аксель», «БалтАвтоТрейд», «Автоцентр Аврора»), сотрудники редакции не смогли сбить цену ни на одну из популярных моделей массового сегмента, единственный итог работы — спам-рассылка о продаже машин на телефоны журналистов.

Во-вторых, дилер может снизить свою маржу до нуля только в двух случаях: если у него остатки на складе (объем которых в этом году, как говорят эксперты, не критичен) или подошел срок оплаты кредита. «Как правило, дилеры приобретают автомобили на кредитные деньги. Очевидно, что бизнесу лучше потерять прибыль, предоставив скидку, чем продолжать платить проценты по кредиту или задерживать платеж. Кроме того, нужно учитывать, что дилеры при продаже машины могут заработать на дополнительном оборудовании и сопутствующих услугах», - рассказывает В.Новиков.

Знак беды

Эксперты предупреждают, что не все скидки на рынке одинаково полезны. Ю.Терентьев уверен, что запредельные скидки таят в себе определенную опасность: «Каждое предприятие является независимой частной бизнес-единицей, поэтому и решения принимаются индивидуально. Но я знаю точно, если автомобильный дилер предлагает скидку свыше 10%, то что-то у него не так. Другими словами, у него настали трудные времена. И получить автомобиль в обещанный срок у такого дилера бывает невозможно».

На скидки начала обращать внимания даже налоговая служба. Более года назад началась история «Suzuki против налоговой». Конфликт возник после того, как еще весной прошлого года налоговики посчитали, что компания занизила налоговую базу по налогу на прибыль. Дело в том, что ООО «Сузуки Мотор Рус» приобрела у компании Itochu партию автомобилей Suzuki (в основном марки Swift и SX4) по одной цене, а в России продавала с существенной скидкой. Налоговики уверены, что компания не могла работать в убыток, а значит исказила данные о цене реализации автомобилей. Представители Suzuki объяснили убытки тем, что в кризисное время компания пыталась сохранить бизнес и была вынуждена стимулировать продажи путем предоставления скидок на покупку автомобилей. Если претензии налоговой службы будут поддержаны в суде, то налоговики могут вцепиться в дилерский бизнес.

Так что ставшие в этом году привычными скидки на автомобили если и поддержат рынок перед новогодними праздниками, особого удовольствия ни продавцам, ни покупателям они не доставят.

Николай Демидов