Петербургская экономика срывается в пропасть

Петербургская экономика срывается в пропасть

Индекс промышленного производства (ИПП) в Петербурге продолжает снижаться. По данным Петростата за семь месяцев 2014 г. он сократился на 7,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Индекс промышленного производства (ИПП) в Петербурге продолжает снижаться. По данным Петростата за семь месяцев 2014 г. он сократился на 7,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Промышленники и эксперты пытаются разобраться в чем причина падения и на что остается надеяться городским предприятиям.

По данным городской службы статистики, спад в в производстве пищевых продуктов, включая напитки и табак, за 7 месяцев составил 5%. Снижение ИПП в обрабатывающих производствах - 8,2%, в текстильном и швейном - 17,9%. Производство кожи упало на 6,8%, химическое производство – на 19%, металлических изделий - на 14%, а производство и распределение воды, газа и электроэнергии – на 6%. Незначительный рост - на 1% - показывает производство машин и оборудования, а выпуск продукции в производстве кокса и нефтепродуктов увеличился на 60%.

По словам руководителя кафедра финансовых рынков и финансового менеджмента НИУ ВШЭ Елены Роговой, снижение ИПП по алкоголю и табаку связано с действиями правительства, которые повысили акцизы и усложнили работу бизнеса в этих отраслях. В ближайшее время производители могут столкнуться с еще большим падением. «Потребление алкоголя будет сокращаться по мере ухудшения российской демографии. На потребительский рынок вышла молодежь, рожденная в 1990 и далее, в те года были зафиксированные сильные демографические спады. Пивной рынок это уже ощущает с 2008 года, винный с 2012- 2013гг., а рынок крепкого алкоголя уловит этот тренд с 2017 года», - говорил ранее в беседе с РБК-Петербург Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя.

По производству металлических изделий снижение идет еще с прошлого года, напоминает Е.Рогова, что же касается швейной промышленности, то здесь, по мнению эксперта сказался эффект падения рубля. «Ткани, фурнитура, станки, оборудование - все это импорт, соответственно падение рубля и рост курса евро и доллара существенно повлияли на результаты деятельности. А в общем, чему удивляться, конъюнктура экономическая неблагоприятная и снижение производства - общая тенденция», - заключает преподаватель ВШЭ.

Снижение ИПП в обрабатывающих производствах директор Научно-производственного объединения по переработке пластмасс имени «Комсомольской правды» Сергей Цыбуков объясняет двумя тенденциями: проблемами с реализацией долгосрочных контрактов и уходом целого поколения специалистов и невозможность заместить его мигрантами. «Долгосрочные контракты и контакты в связи с санкциями и настороженностью инвесторов начинают приостанавливаться, недофинансироваться. При этом все издержки сбрасываются на малый бизнес, а в обработке он занимает очень большую долю», - отмечает С. Цыбуков.

В целом, по мнению аналитиков, снижение ИПП связано с падением спроса на ключевых рынках – автомобилей, табачной и алкогольной продукции. При этом аналитики финансовой группе «ДОХОДЪ» полагают, что запрет на импорт ряда иностранных продуктов и возможная активность петербургских производителей не скажется на росте ИПП, так как производство молочных продуктов, мяса, овощей и т.д. имеет минимальную долю в индексе.

Аналитики уже говорят, что общий показатель ВРП будет неуклонно снижаться. "Когда промышленность стагнировала, сфера розничной торговли и доступного общепита серьезно подталкивала экономический рост в России на протяжении многих лет", - говорил РБК Daily Владислав Иноземцев, доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества. Сейчас, по его словам, введение запрета на ввоз западного продовольствия окажется одним из мощнейших демотиваторов роста. "Формально не очень значительная мера по блокированию импорта грозит сокращением российского ВВП, ростом безработицы и нанесет серьезный удар по предпринимательской инициативе в крупных городах", - считает эксперт.

"В среднем в мире закупочная цена сельскохозяйственной продукции составляет от 15 до 35% розничной цены. Продажа этих товаров высокомаржинальна. Доля импортных товаров в таких сетях, как «Азбука вкуса» или «Глобус Гурмэ», может достигать 90%. Наивно предполагать, что патриотически настроенные арендодатели завтра резко снизят этим магазинам платежи за аренду, а транспортники будут доставлять отечественные товары бесплатно. Элитные торговые сети могут стать убыточными уже через несколько месяцев, а вымывание ассортимента рассеет сообщество их клиентов", - объясняет В.Иноземцев.

«Ашан» и Metro тоже подвергнутся удару: доля импорта на их прилавках превышает 40%, и на него приходится до 70% валовой прибыли (хотя это не только продовольственные товары). Кроме того, в 2000-е годы в России быстрыми темпами — до 14% в год — рос сектор общественного питания. А ресторанный бизнес в премиум-сегменте — крупнейший потребитель европейского продовольствия. Я не говорю о том, что только в Москве и Санкт-Петербурге насчитывается до 200 магазинов, специализирующихся на продажах дорогих импортных продуктов и сопутствующих товаров — от наборов для открывания устриц до подставок для хамона" - отмечает эксперт.

Ольга Зарубина