GM ушел в премиум, но обещал вернуться

GM ушел в премиум, но обещал вернуться

\ \ \ \ \ \ \

\ \ \ \ \ \ \ \ \ \

Падение спроса и рост цен вынудили американский концерн GM пересмотреть свою стратегию развития в России. С сегодняшнего дня компания остановила производство на заводе в Шушарах и до конца года прекратит контрактную сборку автомобилей на ГАЗе. Таким образом, GM полностью откажется от продаж Opel и от большинства моделей Chevrolet, сделав ставку на машины премиального сегмента. Решение нанесет серьезный урон дилерской сети, предупреждают эксперты. Если компания однажды решит возобновить производство и продажи, она уже не сможет вернуть себе прежнюю долю рынка.

18 марта американский автоконцерн General Motors заявил о намерении законсервировать завод под Петербургом, в Шушарах. «Это значит, что предприятие не будет работать, но будет поддерживаться в рабочем состоянии, чтобы, в случае надобности, снова начать функционировать», – прокомментировали в пресс-службе.

Уже сейчас не работает основное производство Chevrolet Cruze, Chevrolet Captiva, Opel Astra. Крупно-узловая сборка Chevrolet Trailblazer, Cadillac CTS, Cadillac ATS, Cadillac SRX и Cadillac Escalade прекратится к июню.

Закрытие завода оставит без работы почти 1000 человек. Как сообщили в компании, сотрудникам уже предложено написать заявление об увольнении «по соглашению сторон с выплатой семимесячного оклада». Сколько процентов рабочих продолжит работу до июня для осуществления крупно-узловой сборки, не сообщается.

Впрочем, как сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на финдиректора GM Чака Стивенса, компания может возобновить штатный режим работы в России, когда в стране наступит «стабильность».

Только бизнес, ничего личного

Остановка завода «Джи эм авто» – это часть программы реструктуризации бизнеса GM в России. Также компания заявила, что до конца года прекратит контрактную сборку автомобилей на ГАЗе. Совместное предприятие с АвтоВАЗом продолжит производить и продавать Chevrolet Niva текущего поколения. О перспективах запуска машин нового поколения не сообщается.

«Это решение позволяет избежать серьезных инвестиций в рынок с неясной долгосрочной перспективой», – цитируются в пресс-релизе слова президента GM Дэн Амманн.

Однако более вероятной причиной являются плохие продажи. Как сообщала «Фонатанка», проблемы на заводе начались еще в прошлом году. За 2014 год компания продала в России 29,6 тысяч машин, что почти вдвое меньше автомобилей, чем в 2013 году. Предприятие пыталось поправить дела путем сокращения штата, переходом на односменный график и простоя.

Однако, по всей видимости, итоги начала года заставили руководство компании принять более кардинальное решение. По данным «Auto-Dealer-СПб», в январе-феврале продажи GM в Северной столице упали на 78% к аналогичному периоду прошлого года, у Opel — на 83%, у Cadilac – на 80%. При этом все три марки не вошли в десятку самых продаваемых, заняв соответственно 14-е, 23-е и 46-е места.

Из-за подорожания модельного ряда (по словам дилеров, с ноября оно составило 45-50%) падение продолжилось бы. Поддерживать низкие цены оказалось невозможно из-за недостаточного уровня локализации производства автомобилей.

В общей сложности затраты на реструктуризацию бизнеса GM в России составят около $600 млн преимущественно в первом квартале 2015 года. Средства пойдут на кампании по стимулированию продаж, трансформацию дилерской сети, отмену контрактов и на покрытие расходов, связанных с сокращением сотрудников.

Дилерская дилемма

Если решение о прекращении производства в этих условиях было довольно предсказуемым, то отказ от импорта большинства моделей стал полной неожиданностью для участников рынка. Как говорится в сообщении GM, Opel полностью уйдет из России к концу декабря 2015 года. Что касается Chevrolet, то концерн намерен сфокусироватьcя на продаже более трех моделей Corvette, Camaro и Tahoe. Также компания делает ставку на премиальный Cadillac.

Желание уйти в более высокий сегмент вполне объяснимо, говорит руководитель «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин. В январе-феврале только дорогие марки не продемонстрировали падение. Исключением составил сам Cadillac, но в GM рассчитывают на то, что в будущем рост восстановится благодаря большому количеству премьер новых моделей. «Впрочем, почему GM при этом отказался от поставок самых объемообразующих моделей Chevrolet не вполне понятно», – добавляет эксперт.

Как сообщается в официальном пресс-релизе GM, Chevrolet и Opel продолжат работать со своей дилерской сетью, чтобы обеспечить исполнение гарантийных обязательств, а также поставку запчастей и сервисное обслуживание.

Однако удастся ли это сделать, большой вопрос, говорит Михаил Чаплыгин. «Своим внезапным заявлением об уходе с рынка GM по сути оставила дилеров «у разбитого корыта». Владельцам салонов придется либо уйти рынка, либо срочно искать новую франшизу», – говорит он. Впрочем, по словам эксперта, быстро перепрофилироваться вряд ли удастся: рынок очень конкурентный, и все места уже заняты. Поэтому не исключено, что многие центры продаж и обслуживания попросту закроются. «Когда GM говорит, что консервирует завод в надежде когда нибудь снова вернуться, то не совсем ясно, будет ли ей куда возвращаться. Дилерскую сеть она, скорее всего, потеряет», – заключает эксперт.

Сейчас у GM в России порядка 160 дилеров.

Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»

\