Под «Метрострой» подрыли на 20 миллиардов

Под «Метрострой» подрыли на 20 миллиардов

\ \ \ \ \ \ \

\ \ \ \ \ \ \ \ \ \

Впервые у монополиста ОАО «Метрострой» появился конкурент, способный забрать стратегический подряд. В комитете по госзаказу при оглашении игроков конкурса на проход тоннеля от станции «Спасской» до «Горного института» объявилось петербургское ЗАО «ПРиСС». Компания готовилась к старту секретно и за ней стоит миллиардный бизнес с ГК «ОЛИМСТРОЙ». Экспертов рынка интригует заговор – на кону 21,4 млрд плюс имидж. 13 апреля пройдет нервное для соперников вычисление баллов. «Фонтанка» подсчитала тоже. Победителя назовут уже 14 апреля.

До 10 апреля, когда были вскрыты конверты конкурса комитета по госзаказу с начальной ценой 21,4 млрд рублей (на строительство продолжения Лахтинско-правобережной линии от станции «Спасская» до «Горного института» на Васильевском острове с возведением станции «Театральная» между ними) на рынке, да и в Смольном, предполагалось, что соперниками стабильного монополиста ОАО «Метрострой» будут вновь комфортные для лидера участники.

Но в 10 часов утра были оглашены: ОАО «Метрострой», ООО «Специализированное тоннельное строительство» (СТС) – дочерняя структура крупнейшего подрядчика ГУП Водоканал «Водоканалстрой» и внушительный исполнитель госзаказов в области инженерных коммуникаций ЗАО «Ремонт и строительство сетей «ПР и СС». Стали известны и заявленные предложения, в том числе падения от первоначальной цены, хотя цена, напомним, все-таки не является определяющим критерием для начисления баллов.

Первый раз конкурс на строительство этого перегона был объявлен еще в конце ноября 2014 года. Тогда заявки принимались до 15 декабря. И также в 10 утра должно было состояться вскрытие конвертов, 16 декабря должен был пройти предквалификационный отбор, 17 декабря – выбран победитель. Но 15 и 16 декабря настали «черные» понедельник и вторник. Бизнесмены и банкиры растерялись перед вызовами кризиса, на конкурс не заявился даже сам «Метрострой».

В те дни в строительных компаниях называли несколько причин такого шага. В частности, в условиях роста ставок комитет по развитию транспортной инфраструктуры потребовал от участников представить банковскую гарантию в размере 30% от суммы контракта (6,4 млрд рублей). Кроме того, закончить работы нужно было к концу 2018 года, несмотря на сложные условия строительства в центре Петербурга.

Повторный конкурс был объявлен в конце февраля 2015 года. Теперь участники должны были представить гарантию в 15% от стоимости контракта (3,2 млрд), а срок сдачи перенесен на конец 2019 года. К тому же, ранее для таких длительных контрактов требовалось отдельное постановление правительства, так как Адресная инвестиционная программа утверждается на три года. Однако в 2014 году городские власти, как и остальные субъекты РФ, перешли на программно-целевой метод планирования расходов государственной программы сроком на пять лет. В программе, посвященной транспорту, станция «Горный институт», есть, поэтому отдельного постановления теперь не требуется.

К тому же, премьер-министр Дмитрий Медведев 6 марта 2015 года подписал постановление правительства РФ № 199, в котором определяются случаи, при которых заказчики вправе не требовать с участников закупок банковских гарантий и иного обеспечения исполнения контракта.

Таких случаев пять. Либо закупка ориентирована на мелкий бизнес, либо участники закупки — бюджетные госучреждения, либо в контракте присутствует банковское сопровождение, либо аванс перечисляется не подрядчику, а на счет органа власти в Центробанке. Последний случай — если размер аванса не превышает 15% стоимости контракта (обычно 30%) и полный расчет производится только после приемки работ.

Как «Фонтанке» прокомментировал один из подрядчиков, «мы зубами вцепились в это постановление».

Но в 10 утра 10 апреля в комитете по госзаказу на Вознесенском, 16 представители правительства и ОАО «Метрострой» на подряд в 21,4 млрд рублей увидели предсказуемое ООО «СТС» и неожиданное ЗАО «ПРиСС». Хотя предполагалось сделать вид, что надо побороться с ОАО «Казметрострой» из Татарстана, которому объективно тяжело переносить свои мощности в Петербург, и также с аффилированной с ЗАО «Водоканалстрой», а значит понятной, структурой.

ООО «Специализированное тоннельное строительство» принадлежит Владимиру Агияну, который также владеет компаниями «Водоканалстрой» и «СТИС». Они являются постоянными подрядчиками ГУП Водоканала и ГКУ «Управление заказчика», подведомственных комитету по энергетике. В частности, «Водоканалстрой» и его «дочки» были основными строителями продолжения Главного канализационного коллектора, а «СТИС» недавно выиграл тендер на строительство канализационного коллектора к намыву на Васильевском острове за 1,2 млрд рублей. «СТС», в свою очередь, в 2012 году получил право на возведение канализации в Конной Лахте за 5 млрд рублей.

ОАО «Метрострой» – 61% акций принадлежат правительству Петербурга через КУГИ и ГУП «Петербургский метрополитен». 17% акций принадлежат гендиректору предприятия Вадиму Александрову, у его сына и заместителя – 7,4%, у председателя совета директоров Клименти Касрадзе – 7,2%.

К слову, по данным "Фонтанки", в 2014 году известные предприниматели братья Ротенберги вели переговоры через доверенных лиц о покупке акций "Метростроя". Собеседники в Смольном указывают, что предложение шло через компанию "ТЭК Мосэнерго", которая принадлежит Ротенбергам. В частности, их интересовала возможность покупки доли города или миноритариев. Однако Вадим Александров отказался продавать пакет, принадлежащий его семье, фактически оставшись монополистом на рынке строительства метро.

Интрига заключается в том, что ЗАО «ПРиСС» хотя и понятно для абсолютного тяжеловеса ОАО «Метрострой», но даже после вскрытия конвертов к нему должны были отнестись расслабленно, с высоты статуса. Ведь, 7 июля прошлого года «ПРиСС» проиграл «Метрострою» на конкурсе на «инженерную подготовку территории строительства с разработкой рабочей документации» для строительства продолжения Лахтинско-Правобережной линии от «Спасской» до «Горного института» с начальной ценой в 494 млн рублей. Да и как нам смело прокомментировал попросивший не называть его собеседник в КГЗ, иронизируя над процессом соревновательности с «Метростроем», «вы думаете, кто-то будет открывать их заявку?».

Однако, по информации «Фонтанки», генеральный директор ЗАО «ПРиСС» Игорь Добрых держал свой выход на конкурс в тайне, отвечая интересантам, что этот проект им не интересен.

Не секрет, что практика участия в госзаказе такова, что компании часто подают заявки в последний момент. Таким образом, они исключают вероятность изменения конкурсной документации, которое она часто претерпевает в период подачи заявок, а также — утечки содержания заявки, которая может дать преимущество конкуренту.

Некоторые игроки рынка назвали «Фонтанке» их поведение заговором.

ЗАО «Ремонт и строительство сетей «ПРиСС» создано в 1993 году. Предприятие являлось крупным подрядчиком ГК «ОЛИМПСТРОЙ» в Сочи, освоив заказов на 12 миллиардов рублей. В том числе занималось реконструкцией очистных сооружений в сложных геологических условиях. Так, например, впервые в России был осуществлен выход щитового комплекса на морское дно на глубине 12 метров в Бзугу и поставлен мировой рекорд по длине тоннельной проходки при выходе щита на дно Черного моря на глубину 25 метров. Также «ПРиСС» выполняет заказы нефтегазового комплекса России на объекте Северо-Европейский газопровод (участок Грязовец-Выборг, подводные переходы под реками Волхов и Шексна); на «Южном потоке». В Петербурге «ПРиСС» занималось инженерной подготовкой квартала 19А Севернее улицы Новоселов, в «Северной долине», в Красном селе и «Лахта центре».

Первый щит для проходки компания приобрела в 2005 году при работах на двух тоннелях под мостом КАД через реку Большая Охта, под задание на «Северной долине» ими был куплен щит за 10 миллионов евро. На данный момент в собственности «ПРиСС» их восемь.

Теперь, в течении понедельника, 13 апреля, пройдет разбор документов по технике и качеству, которое указано в конкурсной документации.

Первые выводы о шансах участников конкурса «Фонтанка» сделала на основании протокола о вскрытии заявок, опубликованного на сайте госзакупок. Заявки будут оценивать по трем критериям. Самым значимым является цена – 60% от всех баллов присуждается за стоимостные предложения. На втором месте – квалификация участника (30%). Внутри квалификации есть два подкритерия: наличие трудовых ресурсов (60% баллов, присуждаемых по данной категории) и наличие грамот, благодарностей и положительных отзывов от заказчиков (40%). Наконец, третий критерий – наличие системы контроля качества, экологического менеджмента и системы управления охраной труда (10% от всех возможных баллов).

Самое низкое предложение по цене сделал «СТС» – 20,7 млрд рублей. На втором месте «ПРиСС» (20,9 млрд), на третьем – «Метрострой», который вообще не снизил стартовую цену. Таким образом, «Метрострой» получит ноль 58,17 баллов, «ПРиСС» – 61,3 59,42, «СТС» – 61,88 60. Сертификаты о наличии системы контроля качества, экологического менеджмента и др. есть у всех компаний, поэтому они, скорее всего, получат одинаковое число баллов по этому критерию. Наконец, в квалификации лидером является «ПРиСС»: 17 отзывов и благодарностей и 1188 работников. «СТС» представил 10 грамот и заявил 857 работников, «Метрострой» – 19 грамот и 292 сотрудника. При этом ключевую роль сыграет количество работников, так как в случае наличия более 10 грамот все получают одинаковые баллы.

В итоге по критерию «квалификация» ЗАО «ПРиСС» должен получить 30 баллов, «СТС» – около 25. В сумме самая лучшая заявка, судя по сайту госзакупок, – у «ПРиССа».

Если, конечно, в его документах не найдут ошибок и допустят до процедуры.

Методов отсечения ненужных конкурентов достаточно, но главных пять. Первый, – это укрупнение лотов, когда таким образом отсекаются ненужные компании, не способные подтвердить требуемого объема раннее сданных объектов (так устраняются 95% подрядчиков). Второй, изобилующий вариантами, – это затачивание документации по конкретного игрока. Третий, схоластический, когда законодатели пишут условия умышленно неконкретно, вставляя слова-ловушки. Например, «соответствующие документы» или «иные документы» (тут даже идеально подготовленному можно ошибиться). Четвертый, агрессивный, при котором просто могут пропасть листы из документации оппонента. И, наконец, пятый, ресурсный, когда претендент заходит на самый верх с возмущением, мол, «я тут давно живу, жертвую на благотворительность по договоренности, а они лезут».

В трудном положении сегодня находятся «судьи» – глава КГЗ Дмитрий Сачков и его первый заместитель Андрей Клементьев, занявшие эти должности в феврале этого года (Кстати, к бывшему главе КГЗ Русину у губернатора Полтавченко были претензии как раз из-за затягивания конкурсов).

Им теперь считать баллы с особой тщательностью, а за кулисами сегодня идет не игрушечный бой.

Итоговый протокол с указанием победителя должен быть опубликован до 24:00, 14 апреля, на сайте госзакупок.

Евгений Вышенков, Андрей Захаров,

"Фонтанка.ру"

\