На холодных глубинах Балтийского моря покоится груз, предназначенный лично для императрицы Екатерины II, — коллекция произведений искусства, чей возраст перевалил за два с половиной столетия.
Роковой рейс из Амстердама
В начале осени 1771 года в Амстердамском порту была проведена операция, искусно замаскированная под рутинную торговую сделку.
Небольшое голландское судно «Фрау Мария» приняло на борт нечто, способное вызвать зависть у любого европейского монарха: десятки ящиков с живописью голландских мастеров, тончайший мейсенский фарфор, золотые статуэтки, серебро и редчайшие табачные трубки.
Весь этот бесценный багаж направлялся прямо в коллекцию Екатерины Великой.
Корабль вышел в море в начале сентября, и казалось, что путь до Санкт-Петербурга будет быстрым и предсказуемым. Однако Балтика, как известно, не прощает самоуверенности.
В начале октября, близ Аландских островов, судно попало в чудовищный шторм. Ветер валил снасти, а волны вздымались выше мачт. Когда корабль потерял управление и ударился о подводные скалы, шансов на спасение сокровища не оставалось.
Экипаж и пассажиры смогли достичь ближайшего острова, но сама «Фрау Мария» медленно затонула, унося с собой бесценные шедевры.
Необъяснимое исчезновение
Императрица не смирилась с потерей и немедленно приказала начать поиски. Место крушения было известно, однако безуспешность операций озадачила всех. Обычно деревянные ящики с грузом должны были всплыть, но в тот раз этого не произошло.
Это давало надежду, что корабль ушел под воду относительно целым. Тем не менее, все усилия ни к чему не привели.
Секрет свинцовой консервации
Историки до сих пор предполагают, что в трюмах покоятся сотни шедевров, включая полотна Герарда Доу, Паула Поттера, Метсю, Ваувермана и Адриана ван де Вельде.
Ученые уверены, что для столь важной перевозки использовалась особая упаковка. Картины помещали в свинцовые тубусы, которые затем герметизировали воском и смолой для защиты от влаги и агрессивной морской соли.
Специалисты считают, что многие из этих полотен пережили два с половиной века в ледяной воде, “практически нетронутыми”.
Находка века и политический тупик
О «Фрау Марии» почти забыли на два столетия. Лишь в конце XX века финские исследователи возобновили поиски. В 1999 году сонар поискового судна четко зафиксировал очертания корпуса на глубине около 40 метров.
Дайверы, спустившись на дно, обнаружили корабль XVIII века в поразительной сохранности — словно законсервированный временем. Палуба, борта, даже мачтовые опоры остались на месте.
С тех пор вокруг находки не утихают международные споры. Россия, Финляндия и Нидерланды предъявляют права на груз, каждый видя в нем часть своей истории.
Планировались грандиозные подъемы и международные выставки, меценаты готовы были выделить миллионы евро, но все уперлось в юридические и политические разногласия.
Финляндия объявила место крушения охраняемой археологической зоной, выступив против извлечения судна из-за опасности его разрушения.
Сегодня доступ к останкам строго ограничен. В музеях Хельсинки и Амстердама выставляются лишь 3D-реконструкции, а сам корабль продолжает лежать в холодных водах.
Остается надеяться, что предназначенный Екатерине II груз, чей потенциальный вес оценивается до 1,5 миллиарда евро, когда-нибудь будет поднят.
И если полотна действительно хранятся в свинцовых тубусах, картины старых мастеров вновь засияют красками. А пока «Фрау Мария» остается самым загадочным подводным музеем Европы.
Читайте также эксклюзивные и самые интересные материалы портала Городовой.